Почему никогда не найдут Boeing МН370, пропавший над Индийским океаном (6 фото). «Спокойной ночи, MH370»
Илья Оганджанов
Власти Австралии, Китая и Малайзии объявили о прекращении поисков лайнера Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines. Самолёт совершал рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин и пропал с экранов радаров в ночь на 8 марта 2014 года. На его борту находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Тайну крушения пытались разгадать 26 государств. Общая стоимость расследования катастрофы приблизилась к $200 млн. Найденные фрагменты не помогли пролить свет на причины исчезновения воздушного судна. Об основных версиях трагедии, включая мистические, и о том, почему ни одна из них так и не получила подтверждения, - в материале RT.
- Reuters
Хроника трагедии
8 марта 2014 года в 00:42 по малайзийскому времени Boeing МН370 вылетел из Куала-Лумпура в Пекин. Полёт проходил в штатном режиме. Последний раз экипаж вышел на связь в 01:19 — при переходе из зоны ответственности малайзийских диспетчеров к вьетнамским. Пилоты пожелали малайзийским коллегам «Спокойной ночи». В 01:21 произошло отключение транспондеров, передающих информацию о местоположении самолёта и его идентификационные данные. В 01:22 Boeing пропал с экранов радиолокаторов диспетчерских служб. После этого он находился в воздухе ещё около семи часов, но кардинально отклонился от планового маршрута. В 08:11 с самолёта поступил последний сигнал на спутник Inmarsat, через который Boeing 777 передавал наземным службам техническую информацию о работе своих двигателей Rolls-Royce. В 09:15 авиалайнер уже не ответил на запрос связи от Inmarsat.
Лайнер искали в Южно-Китайском и Андаманском морях, в Малаккском проливе и в Индийском океане. Площадь исследуемых территорий — 7,7 млн км². Проводились и глубоководные поиски на площади в 60 000 км².
- РИА Новости
Восстановить по фрагментам
Первый фрагмент авиалайнера был обнаружен только через год после исчезновения MH370 — в июле 2015-го на острове Реюньон в Индийском океане нашли деталь крыла и дверь. Остальные находки пришлись на 2016 год: в марте обломки самолёта были обнаружены на берегу пролива между Мадагаскаром и Мозамбиком, в мае фрагмент крыла нашли на острове Маврикий, а в июне другую часть крыла — у побережья Танзании. Однако всё это не помогло сузить зону поиска авиалайнера и определить его местонахождение.
Неуправляемое падение
Одна из версий, которую выдвинули эксперты, — падение самолёта. Согласно этой гипотезе, лайнер в роковой момент не управлялся пилотом. На это, по мнению представителя Управления по безопасности на транспорте Австралии Грега Худа, указывает анализ сигналов Boeing. Предположительно лайнер упал 9 марта 2014 года в 08:19. В этот момент у него закончилось топливо и загорелись два двигателя. По расчётам специалистов, самолёт рухнул в Индийский океан с огромной скоростью — до 20 тыс. футов (6096 м) в минуту. Борт, скорее всего, столкнулся с поверхностью океана практически под прямым углом. Этим и объясняется его бесследное исчезновение.
Человеческий фактор
Виновником трагедии многие называют командира экипажа Захари Ахмада Шаха. ФБР провело обыск у него дома и обнаружило симулятор, имитирующий кабину авиалайнера. Расшифровка жёстких дисков показала, что примерно за месяц до авиакатастрофы пилот отрабатывал маршрут, следование по которому привело бы к падению судна в Индийский океан. Именно это, по мнению следователей, Ахмад Шах проделал в реальности. Предполагаемая причина такого поступка — депрессия из-за предстоящего развода с женой.
- Командир экипажа "Боинга" Захари Ахмад Шах (справа) с другом Питером Чонгом (слева).
- Reuters
Информация или жизнь
Среди сценариев исчезновения Boeing есть и поистине детективные — самолёт был угнан и посажен на одном из военных аэродромов. Цель угона — находившиеся на борту 20 ведущих учёных (12 китайцев и 8 малайзийцев) компании Freescale Semiconductor, которые занимались разработкой суперсовременных технологий для воздушных судов, делающих их невидимыми для радаров, и маскировочных устройств.
В подтверждение этой версии говорит то, что на домашнем авиасимуляторе Захари Ахмад Шах отрабатывал также посадку на пяти аэродромах в районе Индийского океана, в том числе на взлётно-посадочной полосе аэродрома военной базы США «Диего Гарсия». Незадолго до рокового полёта он зачем-то стёр эти данные, а также все свои рабочие и социальные планы в дневнике.
Ещё более закрученная версия угона ради получения бесценной информации по технологии стелс принадлежит бывшему пилоту авиакомпании Delta Филду Макконнелу. Он утверждает, что экипаж самолёта был устранён, после чего MH370 был перехвачен американскими военными и дистанционным способом посажен на острове Диего-Гарсиа на секретной базе ВВС США. Затем лайнер якобы был снова поднят в воздух тем же дистанционным способом и затоплен в Индийском океане.
- Предполагаемый обломок самолёта был обнаружен у восточного побережья Африки.
Таинственный груз
На этом конспирологические теории не заканчиваются. Причиной исчезновения Boeing называется также некий таинственный груз, который находился на его борту. Помимо багажа самолёт якобы перевозил около 4 тонн экзотического фрукта мангустина, 220 кг литиевых батарей для телефонов и компьютеров, а также 2 тонны некоего радиоэлектронного оборудования, отправитель которого «засекречен по соглашению с авиакомпанией».
Операция антитеррор
Другая версия говорит о том, что Boeing был захвачен террористами и сбит. По мнению бывшего руководителя французских авиалиний Proteus Airlines Марка Дюгена, самолёт был уничтожен американскими военными, заподозрившими, что авиалайнер угнан террористами. Так американцы перестраховались, чтобы предотвратить повторение событий 11 сентября 2001 года. В пользу этого варианта говорит то, что на борту по подложным паспортам находились два пассажира — иранцы Пурия Нур Мохаммад Мердад и Делавар Сейед-Мохаммадреза.
Просто фантастика
Существуют и совершенно фантастические версии исчезновения малайзийского Boeing. За два года их набралось немало: самолёт стал невидимым, попал в чёрную дыру или в новый Бермудский треугольник. Однако проверить ни эти, ни более реалистичные гипотезы до сих пор никто не смог.
Старая, подзабывшаяся история. В этом посте я попробую вспомнить как проходили поиски злополучного самолета и озвучить одну из версий происшедшего с ним.
Интересную версию выдвинул бывший руководитель французских авиалиний Proteus Airlines Марк Дюген. По его мнению, самолет был намеренно сбит американскими военными. Это было сделано из-за подозрений Службы безопасности США в угоне авиалайнера террористами и, чтобы не допустить терактов, подобных атакам 11 сентября, американцы были вынуждены сбить самолёт.
Наземные диспетчеры потеряли связь с самолетом, когда тот находился над Южно-китайским морем и входил в воздушное пространство Китая.
Представители малайзийских властей заявляют, что авиалайнер повернул в западном направлении и, согласно данным военного радара, был замечен в последний раз над Малаккским проливом, направляясь в обратном от своего изначального маршрута направлении. Исходя из этих аргументов, можно сделать вывод, что самолет изменил курс после того, как связь была потеряна.
По версии Дюгена, в США даже знают, где искать обломки Boeing 777–200, поэтому официально проводят поиски в другом месте, отдаленном от того, где самолет на самом деле потерпел крушение. Он предполагает, что авиалайнер упал недалеко от военной базы США, расположенной в Индийском океане на территории острова Диего-Гарсия.
Чтобы не нести ответственность за убийство 227 пассажиров и 12 членов экипажа, американцы пытаются завести поиски пропавшего Боинга в тупик. И возможно, мы никогда не узнали бы правду об этой катастрофе, если бы обломки самолета не вынесло течением на берег острова Реюньон.
Кстати, поиски в этом районе приостановлены, а велись они всего 10 дней.
Отсюда появляется вполне логичный вопрос: Если в южно-китайском море самолет искали месяцами, то почему в этом случае поиски были завершены так быстро?
Вам не кажется это странным? И может выше по течению что-то действительно есть?
UPD 24.03.16
В Мозамбике найдены обломки пропавшего Boeing
Найденные обломки были отправлены на экспертизу в Австралию. Номер на одном из обнаруженных обломков самолета указывает на его принадлежность к пропавшему лайнеру Boeing 777 рейса MH370.
Теперь все сходится.
Обломки самолета разнесло течением. Часть из них была отнесена Мозамбикским течением.
Чтобы прийти к этому выводу не нужно несколько лет. Просто со временем тайное все равно становится явным и намерение скрыть факты становится очевидным.
UPD 20.04.16
Экспертиза подтвердила принадлежность пропавшему малайзийскому «Боингу» найденных обломков на Мозамбике.
13.05.16 Малайзия отказывается искать пропавший Боинг в районе, где найдены обломки пропавшего самолета.
23.07.16
ФБР раскрыло секрет командира пропавшего малайзийского «Боинга».
ФБР США обнародовало одну из версий авиакатастрофы малайзийского Boeing, следовавшего по маршруту Куала-Лумпур - Пекин, в марте 2014 года, передает ТАСС со ссылкой на американский журнал New York.
По данным ФБР, у командира экипажа Захари Ахмада Шаха дома был установлен симулятор, имитирующий кабину авиалайнера и позволяющий отрабатывать полеты на нем. За несколько недель до инцидента он отрабатывал маршрут, следование по которому привело бы к крушению – падению судна в Индийский океан. Следователи полагают, что путь, отработанный командиром, напоминает тот, которым действительно мог идти самолет. Сейчас обломки MH370 ищут на дне Индийского океана.
Сотрудникам ФБР удалось выяснить это, восстановив с жестких дисков данные, имеющие отношение к использованию тренажера.
01.08.16
В июне у берегов Танзании нашли фрагмент крыла самолета с опущенными закрылками. Это свидетельствует о том, что пилот мог направить самолет в океан специально. Этот факт отлично вписывается в версию о целенаправленном крушении боинга в индийском океане, к которому пилот готовился, тренируясь на симуляторе у себя дома.
На лайнере находились 20 высококвалифицированных специалистов-ученых, работавших в компании Freescale Semiconductor. Они занимались разработкой технологий стелс для воздушных судов и маскировочных устройств. Нужно, наверное, несколько прояснить что такое «маскировочные устройства» - речь не идет только лишь о радиолокационной невидимости, а о невидимости как таковой, визуальной невидимости. Главной целью была информация, которой обладали сотрудники частной компании. Охотиться за ней могли и правительственные спецслужбы.
Угнать самолет с лучшими специалистами - идея безумная. Вряд ли, дилетанты смогли бы справиться с этим заданием. Сотрудников компании Freescale Semiconductor похищали спецы. План безупречен. Даже если Боинг летевший рейсом MH370 найдут, то вряд ли удастся опознать кого-то из пассажиров. Кто знает, возможно часть этих специалистов до сих пор живы и трудятся где-нибудь в секретных лабораториях.
17 января 2017 стало известно, что поиски MH370 прекращены. За три года место падения лайнера найти не удалось.
За почти три года операции суда прочесали площадь 120 тысяч квадратных километров, как в Южно-Китайском море, так и к западу от Австралии в Индийском океане. На поисковую операцию было потрачено 160 миллионов долларов.
Из всего этого можно сделать вывод, что кое-кто решил не допустить развитие технологий маскировки, чтобы сохранить монополию на владение ими или наоборот, выкрасть ученых вместе с технологиями. В любом случае видно, что расследование кто-то тормозит и ведет по ложному следу.
06 01 18 правительство Малайзии одобрило новую попытку найти обломки рейса MH 370. Заниматься этим будет кампания Ocean Infinity. Затраты на поиски пропавшего самолета будут оплачены только в случае его обнаружения. Ocean Infinity будет искать вблизи австралийских вод на территории 25 000 км².
Для сравнения территория поисков этого самолета в Индийском океане составила 710 000 км². По данным Австралийского бюро безопасности транспорта (ATSB) это были крупнейшие авиационные поиски в истории. Параллельно велось изучение спутниковых снимков и исследование океанских дрейфов. В отчете ATSB говорится, что сейчас шансы найти самолет намного выше. Посмотрим, что из этого выйдет.
Теперь попробуем развить версию о пропаже работников Freescale Semiconductor. Считая, что все произошло из-за них.
Они так или иначе связанных с военным комплексом США. Летели на деловую встречу в Пекин. 12 из них были гражданами малайзии, 8 - китайцы. Все 20 специалистов, умненькие, как на подбор. Видимо, долго формировали и отбирали именно эту команду ученых, мозги которых наиболее ценны для Инкогнито, заинтересованного в приобретении этих мозгов. Вы можете представить себе «случайность», »совпадение», когда 20 мощнейших специалистов собрались на одном самолете, и все 20 зарегистрировали патенты в военно-промышленном комплексе. Конечно, нет никакой случайности в исчезновении, по-сути киднепинге ученых, когда вы поймете, что все патенты, указанные ниже, имеют связь с работой и передачей энергий на расстоянии и контроля над технологиями: информатика, пестициды, контроль над массами, ядерная. Каждая тема уникальна своими новыми разработками.
Справка: Freescale Semiconductor компания, базирующаяся в Остине. Она работает в сфере поддержки сил обороны. Коммерческие продукты Freescale охватывают различные сектора:
-Связь на поле боя
-Бортовое оборудование
-Ленты радар HF-L и S
-Ракет
-Электронная война
-Выявление, друг или враг (IFF)
20 марта 2014 должна была состояться конвенция в этой сфере исследований. И это тоже случайность?
За 2 дня до вылета Боинга 777 был зарегистрирован 1 патент, у которого было 5 владельцев. 4 китайца, которые были на борту, и американская компания, которая теперь осталась единственной хозяйкой, благодаря исчезновению самолета. Этот патент о технологии, позволяющей исчезнуть с радаров самолета и взять его под контроль на дистанции.
Гибель Боинга с такой «начинкой» исключается. Слишком ценный груз был на борту. Давайте посмотрим на маршрут и оценим ситуацию, ЧТО находится по пути следования самолета.
На пути следования самолета расположена военная база Диего-Гарсия. Секретная база с военной тюрьмой, где практикуют пытки. Остров закрыт полностью от людей. Много лет назад насильно были выселены местные жители, которые затем судились и в 2006 году выиграли суд в Великобритании, надеясь вернуться назад домой. Но решение не исполняется. Плюют американцы на решения суда Великобритании.
Тюрьма на Диего-Гарсия, - такая же как в Гуантаномо. Далеко от цивилизации, бежать некуда. Вероятно, все 239 пассажиров и самолет приземлился именно на этом острове. Тем более, что в качестве доказательства можно привести симулятор, на котором тренировался пилот данного самолета. В его тренировки входило посадить самолет на полосу 1000 м, в числе полетов симулятора стояла военная база Диего-Гарсия.
На двух маленьких островах, находящихся относительно не далеко от Диего-Гарсия, видели низко летящий самолет. В частности жители острова Кува Хувад Ху говорят, что никогда не видели такого большого самолета летящего над их головами. Народ выскочил из домов, чтобы увидеть, что производит такой шум. Похоже, что именно пропавший Боинг 777, шел на посадку. Это был тот самый день с 7 на 8 марта.
Как мы знаем, телефоны некоторых пассажиров прозванивались в следующие несколько дней после исчезновения самолета. С одного айфона был прислан снимок, геологизация которого указывала на базу Диего-Гарсия. Этот снимок вверху статьи. 19 семей подписали петицию, чтобы запросить инвестигацию самолета на военной базе Диего-Гарсия.
Надеюсь, что людям в мире понятно, что с такой базы 239 пассажиров никогда уже не вернутся домой. Мирные люди, случайно оказавшиеся на одном самолете с 20 учеными, по законам военных должны быть ликвидированы, как свидетели.
P.S. Интересная ремарка встречается в иностранной прессе, что «Россия отслеживала движение этого Боинга». Что это означает? трудно сказать. Были предположения, что Янукович вывозил на этом самолете золотой запас, тем более, что с китайскими бизнесменами Янукович и премьер Крыма Анатолий Могилев активно взаимодействовали. Этот факт, конечно, мог быть причиной слежения за ним из России.
МОСКВА, 8 мар - РИА Новости, Ксения Мельникова. Пять лет назад с радаров пропал "Боинг" авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Куала-Лумпура в Пекин. На борту находились 239 человек. Всех признали погибшими, однако ни останков, ни самого лайнера так и не нашли. О том, как проходила поисковая операция и почему она не дала результатов, - в материале РИА Новости.
Окутано тайнами
"Боинг" авиакомпании Malaysia Airlines вылетел из аэропорта Куала-Лумпура 8 марта 2014 года в 00:41 по местному времени (20:41 мск 7 марта). Через шесть часов он должен был приземлиться в Пекине. На борту находились 239 человек, включая 12 членов экипажа. В основном китайцы, малайзийцы и тайваньцы.
Ничто не предвещало беды. За десять дней до рейса самолет прошел полную проверку. Стояла хорошая погода. На борту все было спокойно: экипаж не отправлял тревожных посланий. Через 40 минут после взлета лайнер исчез с радаров.
© AP Photo / Joshua Paul
© AP Photo / Joshua Paul
Впоследствии выяснилось, что все было сделано с задержкой. Почему-то диспетчеры Хошимина сообщили, что самолет не вошел в их воздушное пространство лишь спустя 20 минут после его исчезновения с радаров, а не в течение двух минут, как того требует регламент. Запоздало среагировала и сама авиакомпания Malaysia Airlines, объявившая чрезвычайную ситуацию через пять часов после последнего контакта с экипажем. В результате спасательную операцию развернули лишь спустя десять часов после пропажи авиалайнера. Представители 26 государств, чьи пассажиры находились на борту, спешно отправили на поисковую операцию военные и рыболовецкие суда и вертолеты.
Пробовали все подряд. Пытались определить местоположение воздушного судна даже по сигналам смартфонов, принадлежавших пассажирам, но безуспешно. Вскоре недалеко от побережья Вьетнама обнаружили нефтяные пятна, а через некоторое время и обломки. Как ни странно, к пропавшему самолету все это не имело никакого отношения.
Масштабы поисковой операции расширялись, но результатов не приносили. Спасатели сутки напролет прочесывали море и сушу. Зацепок не было, выдвигались все более неожиданные версии произошедшего.
Одна из основных - взрыв на борту. Это объясняло отсутствие заметных обломков. Но возникали другие вопросы: почему взрыв не засек ни один спутник? Не сбрасывали со счетов и возможность угона лайнера. Так, выяснилось, что два пассажира проникли на борт по украденным паспортам. У итальянца Луиджи Маральди и австрийца Христиана Коцеля похитили документы в Таиланде в 2012-2013 годах. Но это тоже не было связано с катастрофой - по документам европейцев летели два иранца, рассчитывавшие осесть в Евросоюзе.
Что удалось за это время
Операция по поиску рейса MH370 уже названа самой масштабной за всю историю авиации. В общей сложности на нее потратили свыше 150 миллионов долларов. За пять лет обнаружили шесть фрагментов корпуса лайнера. Первый нашел мусорщик в июле 2015-го на острове Реюньоне - в четырех тысячах километров от предполагаемого места падения. По его словам, ему попадались также чемоданы и кресло, похожее на авиационное, но он все это сжигал, "как и весь мусор". А о пропавшем самолете мусорщик ничего не слышал, поскольку не смотрит телевизор.
Еще по паре обломков обнаружили на побережье Мозамбика, Маврикия и на пляже в ЮАР. Власти признали, что это действительно фрагменты пропавшего самолета.
Родственники погибших пассажиров неоднократно жаловались на международную следственную группу и попробовали организовать собственные поиски. Запустили кампанию на краудфандинговой площадке по сбору пяти миллионов долларов. Однако собрали чуть больше 100 тысяч долларов, и этого хватило лишь на несколько месяцев расследования, которое, впрочем, тоже ни к чему не привело.
Международная следственная группа опубликовала в прошлом году итоговый отчет на 1500 страницах, признав, что полной ясности по-прежнему нет. Но есть доказательства того, что было совершено "противоправное вмешательство, в результате чего перестали работать системы связи и самолет был развернут вручную".
Лайнером управляли командир воздушного судна 53-летний малайзиец Захари Ахмад Шах, налетавший 18,5 тысячи часов, и 27-летний второй пилот Фарик Аб Намид, для которого этот рейс был проверочным.
В адрес Захари звучали разные обвинения. Бывший канадский руководитель Бюро безопасности на транспорте Лэрри Вэнс предположил, что первый пилот совершил самоубийство и вместе с собой погубил остальных пассажиров и членов экипажа. Австралийские специалисты выдвигали гипотезу, что командир корабля пытался запутать авиадиспетчеров. Дескать, для этого он отключил системы обнаружения и вел самолет на границе зон ответственности Таиланда и Малайзии, считающейся слепой зоной. А возле малайзийского штата и вовсе сделал ненужный крюк, будто прощаясь с домом, в котором родился. Официально эту информацию никто не подтвердил.
Как рассказал РИА Новости генеральный директор МКАА "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов (FSF) Сергей Мельниченко, пилоты не признаны виновными - нет достаточных оснований. Но командир экипажа - личность действительно любопытная. Своими руками он собрал специальный тренажер, на котором в подвале дома тренировался управлять воздушным судном. Заложенный в тренажер маршрут совпадал с рейсом MH370.
Позывной Захари был "Twin Towers 777" ("башни-близнецы 777"). "Многие его знали как человека, на которого можно положиться, кто даст хороший совет в сложной жизненной ситуации. Интересно, что он поддерживал оппозицию в Малайзии. За год до исчезновения самолета там были выборы, оппозиция проиграла. В интернете есть его фотография, на которой написано "13 июня - конец демократии". У него был дальний родственник - один из лидеров оппозиции", - говорит эксперт.
XXI век – эпоха тотальной оцифровки всех сфер человеческой жизни: от здоровья до развлечений. Неверного мужа выдает телефон, потерявшегося ребенка – специальный браслет, угнанную машину – GPS-трекер. Тем более удивительно, что в 2014 году с лица земли бесследно исчез самолет, на борту которого находились 239 человек.
Это был регулярный международный рейс, совершаемый «Малазийскими авиалиниями» дважды в день.
В ночь на 8 марта на борт «Боинга» 777 поднялись 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Самолет вылетал из Куала Лумпур, Малайзия, чтобы через 5 часов и 34 минуты приземлиться в Международном аэропорту Пекина.
Подготовка к полету прошла без эксцессов: проблем не было ни с пассажирами, ни с багажом, ни с экипажем. Самолет взлетел вовремя – в 00:35 по местному времени – набрал высоту и лег на стандартный курс.
В 01:06 диспетчер получил автоматический отчет о местоположении борта, согласно которому тот двигался строго по курсу. В отчет была включена информация о количестве топлива – 43 800 кг при прогнозируемом расходе в 37 500 кг.
В 01:19 капитан корабля Захарий Шах вышел на связь с диспетчерским центром «Лумпур Радар». Диспетчер предупредил экипаж самолета о том, что они покидают зону его ответственности, и должны связаться с диспетчером из соседнего диспетчерского центра «Хо Ши Мин». Но на связь с диспетчерами из «Хо Ши Мина» рейс MH370 так и не вышел.
Установлено, что «Боинг» 777 пропал с радаров диспетчерского центра «Лумпур Радар» в 01:20 ночи, то есть через полторы минуты после последнего сеанса связи. Примерно в это же время самолет исчез с радаров диспетчерского центра «Хо Ши Мин», с которым он должен был выйти на связь.
Сотрудники обоих центров попытались засечь «Боинг» при помощи сигнала с запасного транспондера, который есть на всех самолетах, но оказалось, что он был отключен в ту же минуту, когда борт исчез с радаров обоих центров – то есть, в 01:20.
Последние данные, полученные от «Боинга» 777, говорили о том, что он двигался строго по курсу на рекомендованной высоте со скоростью 842 км/час, что соответствовало норме.
Позже стало известно, что с экипажем пропавшего «Боинга» пытался связаться капитан другого самолета, пролетавшего неподалеку. С этой просьбой к нему обратились из диспетчерского центра, сообщив, что рейс «Малазийских авиалиний» перестал выходить на связь. Первая попытка наладить связь с MH370 была предпринята в 01:30, то есть через 11 минут после разговора капитана с диспетчером из «Лумпур Радар» и через 9 минут после исчезновения самолета с радаров. По словам пытавшегося наладить связь капитана, он слышал какое-то «бормотание» и статические помехи.
Единственным, кто продолжал видеть малазийский «Боинг», был военный спутник. Он же и зафиксировал, что в 01:22 самолет повернул направо, а затем совершил неожиданный разворот налево, сойдя с курса и полетев практически в обратную сторону.
«Боинг» продолжал удерживать высоту, пересекая малазийский полуостров со скоростью 919 км/час. Данные с военного спутника подтвердили в аэропорту Султан Измаил Петра, радары которого засекли «неопознанный борт», летевший через их зону ответственности с 01:30 до 01:52 ночи.
Военный спутник Малайзии продолжал отслеживать рейс MH370 до 02:22, пока тот не покинул зону его действия. За это время «Боинг» долетел до острова Пенанг, после чего снова изменил направление, начав двигаться в сторону Севера.
Страны, мимо которых пролетал пропавший «Боинг», с неохотой делились данными, собранными их военными спутниками в ночь исчезновения самолета. Со временем следователям сообщили, что Индонезия не получала сигнал с рейса MH370, несмотря на то, что он пролетал неподалеку от северной части Суматры. Не исключено, что власти страны решили не раскрывать эту информацию, боясь рассекретить возможности своих военных спутников.
Аналогичные заявления поступили от Таиланда и Вьетнама, где сообщили, что видели пропавший «Боинг» до 01:21 ночи, после чего он пропал с их радаров. Позже власти Таиланда сообщили, что в ту ночь их военный спутник все же зафиксировал сигнал от неизвестного самолета, но последний не содержал идентификационных данных, поэтому утверждать, что он принадлежал малазийскому «Боингу», нельзя.
Об отсутствии информации по MH370 сообщила и Австралия. Несмотря на то, что самолет двигался в обратную сторону, Канберра все же проверила данные со своих спутников, но не обнаружила никаких следов пропавшего «Боинга». Позже стало известно, что австралийская загоризонтная радиолокационная станция с радиусом действия в 3 000 км в ту ночь была отключена.
На этом странности не закончились. В 02.29 ночи спутниковая система связи (ССС) самолета, до этого не реагировавшая на запросы с земли, внезапно подключилась к наземной станции компании Inmarsat, послав запрос о входе в сеть. Это значит, что по какой-то причине ССС отключалась от сети, а в 02:29 подключилась обратно. После этого наземная станция, к которой подключилась ССС самолета, отправила ей несколько запросов. Запросы были автоматическими – станции Inmarsat отправляют их раз в 60 минут, если за это время от самолета не было никаких сигналов. Той ночью Inmarsat отправила 5 таких запросов – каждый из них был зафиксирован ССС самолета, что свидетельствует об исправности бортовых систем. Кроме этих запросов ССС самолета зафиксировала два звонка с земли – в 02:39 и 07:13 утра – это были вторая и третья попытка выйти на связь с экипажем. Несмотря на то, что сигналы достигли самолета, пилоты на эти звонки так и не ответили.
В 08.19 утра ситуация повторилась – ССС самолета отправила второй запрос на подключение к сети Inmarsat. То есть, незадолго до этого системы самолета снова были отключены. Вход в сеть был успешным, но когда час спустя станция Inmarsat отправила очередной автоматический запрос на «Боинг», тот уже не ответил.
Кто отвечал за поиски пропавшего малазийского Боинга?
Операция по поиску пропавшего «Боинга» стала крупнейшей в истории авиации. Изначально она велась в водах Южно-Китайского и Андаманского морей, над которыми самолет пролетал около 2 часов ночи. Позже, после детального анализа сеансов связи со станцией Inmarsat, зона поисков сдвинулась в южную часть Индийского океана.
Операция длилась три года и завершилась только в январе 2017. За это время было обыскано 120 000 км.кв. морской поверхности.
Обломки Боинга MH370 найдены у берегов Африки
Первый обломок пропавшего самолета был найден в конце июля 2015 года на берегу острова Реюньон, расположенного в западной части Индийского океана – за 4 000 км от поисковой зоны. В сентябре 2015 года французские следователи сообщили, что обнаруженный на обломке серийный номер принадлежит самолету, совершавшему рейс MH370. Также было установлено, что обломок является частью флаперона – разновидности управляющих поверхностей крыла самолета, объединяющих в себе функции закрылков и элеронов.
После обнаружения обломка были обысканы все пляжи Реюньона. Следователям удалось обнаружить куски чемодана, который мог находиться на борту «Боинга», бутылку из-под китайской минеральной воды и упаковку малазийских чистящих средств.
В 2016 году были найдены еще несколько обломков MH370, в том числе на пляжах Мозамбика, а также на островах Маврикий, Родригес и Пемба. Вероятно, они были принесены океанскими течениями.
Версии исчезновения малазийского Боинга
В ходе расследования были рассмотрены самые разные версии – от наиболее вероятных до почти фантастических.
Изначально упор делался на терроризм, однако проверка членов экипажа и пассажиров самолета не выявила никаких подозрительных связей, подтверждающих версию о теракте. Следователи установили, что как минимум два человека на борту использовали для покупки билетов краденые паспорта. Однако позже было доказано, что, несмотря на неоднозначность ситуации, эти пассажиры были беженцами, а не террористами.
Второй наиболее вероятной версией случившегося был отказ систем, ставший причиной крушения самолета. Но тот факт, что ССС на борту самолета продолжала обмениваться данными со станцией Inmarsat, эту версию опровергал – чтобы ССС продолжала работу, ей нужно электричество. Тот факт, что в 08:19 система послала запрос на вход в сеть, указывает на то, что в это время самолет был исправен и продолжал свой полет.
Именно эти сеансы связи и навели следователей на мысль о наиболее вероятной причине исчезновения самолета. Напомню, что в период с 01:19 по 02:29 самолет был полностью недоступен. ССС на его борту не реагировала на автоматические запросы и сигналы с земли, а также не зафиксировала вызов с другого самолета, пытавшегося связаться с экипажем MH370 по просьбе диспетчеров. Но в 02:29 она внезапно отправила запрос на вход в систему Inmarsat. Такой запрос отправляется в нескольких случаях: а) проблемы с питанием, б) сбой программного обеспечения, в) отключение критических систем, отвечающих за работу ССС или с) потеря связи из-за слишком большой высоты.
После этого самолет ответил на 5 автоматических запросов с наземной станции Inmarsat, отправленных каждый час, а также зафиксировал два звонка с земли – в 02:39 и 07:13 утра. По мнению следователей, это указывает на то, что причиной отправки запроса стало отключение питания.
В 08.19 ситуация повторилась – самолет снова отправил запрос на вход систему. Это значит, что в какой-то момент борт опять оказался обесточен. А уже в 09:15 «Боинг» перестал выходить на связь.
Большинство экспертов, работавших над делом, считают, что причиной исчезновения и вероятного крушения самолета стала неконтролируемая медленная декомпрессия самолета. Медленная декомпрессия – это падение давления воздуха в закрытом пространстве (например, салоне самолета), вследствие его разгерметизации. Иногда воздух уходит настолько медленно, что узнать о проблеме можно только после появления первых признаков гипоксии (удушения).
Причиной неконтролируемой декомпрессии может быть человеческий фактор (усталость, невнимательность), усталость материала, отказ систем или внешнее воздействие.
Медленная декомпрессия чаще всего возникает во время набора высоты. Вероятно, именно это и произошло с MH370, экипаж которого перестал выходить на связь всего через 38 минут после вылета из аэропорта.
По версии следователей, экипаж сошел с курса и отключил питание самолета, находясь в бреду из-за нехватки кислорода. Час спустя им, каким-то образом, удалось восстановить питание, после чего спутниковая система связи принялась слать сигналы станции Inmarsat. Вероятно, примерно в это же время экипаж окончательно потерял сознание, а самолет продолжил полет на автопилоте.
6 часов спустя, а именно в 8 утра, у пропавшего «Боинга» закончилось топливо. Его нехватка привела к отключению всех систем, в том числе ССС. Самолету понадобилось время, чтобы запустить аварийную авиационную турбину, которая восстановила питание некоторых критических систем, в том числе – спутниковой системы связи. Как только питание было восстановлено, ССС снова связалась со спутником, послав запрос на вход в сеть. Однако в это время самолет, вероятнее всего, уже свалился в штопор, быстро приближаясь к поверхности Индийского океана.
Следователям понадобилось время, чтобы расшифровать данные со станции Inmarsat, подтвердившие, что самолет продолжал свой полет вплоть до 8 утра. Если бы эта информация была расшифрована раньше, зону поисков сдвинули бы в сторону, и тогда, вероятнее всего, родственникам 239 человек, навсегда оставшихся в марте 2014 года, было бы кого оплакивать.
Следовавший по маршруту Куала-Лумпур - Пекин , на его борту находилось 239 человек. Чтобы найти самолет, была организована самая дорогостоящая в истории поисково-спасательная операция стоимостью более $200 миллионов. Однако место падения так и не было найдено. Официальное расследование зашло в тупик. Но все это время параллельно до истины пытались докопаться родственники и группы энтузиастов со всего мира. Недавно ограниченным тиражом была опубликована книга «Рейс MH370: полёт в никуда. О чём молчит расследование». Ее авторы Сергей Мельниченко , генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», человек с большим летным и экспертным опытом, и Павел Тяпкин, в прошлом физик, специалист по радарным установкам и системам ПВО . Они провели свое расследование и попытались разгадать величайшую загадку в истории гражданской авиации. Насколько им это удалось? Об этом мы говорили с Павлом в эфире Радио «Комсомольская правда» .
Рейc MH370 «Полет в никуда: о чем молчит расследование». Новые подробности исчезновения малазийского «Боинга»
Капитан перевел дочери крупную сумму...
Павел, эта история не укладывается в голове: напичканный электроникой самолет бесследно пропадает в напичканном электроникой и радарами мире. Что это было? Теракт? Попытка самоубийства? Несчастный случай?
Версия с самоубийством пилота стала, как мы это называем с соавтором, «неофициально официальной версией». Ее изо всех сил проталкивает и малайзийская и англоязычная пресса, но, на наш взгляд, она хромает на обе ноги. Ну, во-первых, зачем так странно и долго себя убивать? Ведь самолет летел еще много часов после того, как отклонился от курса. А самоубийство - это все же либо импульсивный, либо хорошо продуманный, но быстрый поступок. Когда мы писали книгу, то очень внимательно изучали все, что мы могли «накопать» про капитана - 53-летнего Захари Ахмад Шаха. И пришли к выводу, что самоубийство не в его типе характера, особенно самоубийство с таким количеством невинных жертв - простых пассажиров.
Однако ведь на него составили целое досье! И там полно подозрительных деталей. Например, на домашнем летном тренажере он отрабатывал тот самый маршрут с полетом в совершенно безлюдную точку Индийского океана. Незадолго до последнего полета перевел дочери крупную сумму денег, якобы на покупку дома. Наконец, за несколько минут до вылета ему поступил странный звонок с сим-карты, купленной с помощью поддельных документов.
Но этот звонок как раз и опровергает версию самоубийства! Скорее, он косвенно подталкивает нас к версии теракта.
- Если это был теракт, то почему никто не взял на себя ответственность?
Тут у нас два довода. А что если теракт не удался? Что если было задумано что-то более грандиозное, вроде атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке , а самолет просто не долетел до цели, разбился по каким-то причинам? И второе. Теракт мог быть задуман и полностью осуществлен одиночкой. В данном случае - капитаном лайнера. Мы видим, что в Европе происходит много таких терактов, когда человек вообще не входит ни в какую ячейку, не имеет над собой никаких руководителей. Просто сам задумал теракт, захватил грузовик и врезался в толпу, подавил людей. Но тут есть еще одно обстоятельство, которое еще больше запутывает ситуацию. Создается впечатление, что кто-то делает все, чтобы «Боинг» никогда не был найден.
- Почему?
Например, в середине расследования тихо и незаметно обнаруживается бумажный документ, из которого следует, что в «Боинг» залили больше топлива, чем было указано в официальных электронных записях. Исходя из этого рассчитывается место падения гораздо дальше первоначальной официальной дальности полета. Потом есть странная позиция малайзийских военных, которые ситуацию в своем воздушном пространстве контролируют на 100 процентов, но почему-то равнодушно наблюдают, как в первые дни после исчезновения «Боинг» ищут у берегов Вьетнама , где его точно нет. Потом через четыре дня, 12 марта, спохватываются и говорят: а вы знаете, самолет развернулся и обратно через всю Малайзию полетел в сторону Андаманских островов. А потом, 13 марта, возникают американцы и говорят: а по спутниковым данным, исходя из восьми сигналов телеметрии двигателей Боинга 777, самолет летел еще семь часов и вроде упал далеко на юге, в Индийском океане. Хорошо, не вопрос! Но в Австралии установлен мощнейший загоризонтный радар стоимостью $1,5 миллиарда, он «пробивает» на 3000 километров. Если «Боинг» упал в той расчетной точке Индийского океана, то австралийцы должны были его видеть. Но на все запросы они отмалчиваются, ссылаясь на военную тайну. Наконец, обломки «Боинга», которые были выброшены океаном на берег острова Реюньон (это в Индийском океане, 700 к востоку от Мадагаскара - Ред.), судя по карте морских течений, не могли приплыть оттуда, где шла поисковая операция. Таких нестыковок куча. Налицо искажение данных: лайнер ищут там, где он не мог упасть.
Угнали дистанционно?
Такие подтасовки дают повод для появления различных конспирологических теорий. Муссировалась версия, что целью злоумышленников была группа разработчиков секретного микрочипа из американской компании Freescale Semiconductor, которая находилась на борту. Другие обращали внимание на большое количество однофамильцев, зарегистрировавшихся на рейс. Но больше всего говорят об «американском следе». Суть этой конспирологической теории в том, что после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке американские спецслужбы заказали «Боингу» разработку системы удаленного управления самолетами. В случае захвата лайнера террористами она даст возможность перехватить управление и дистанционно посадить его в безопасном месте. Якобы, такая система была установлена на пропавшем «Боинге», но воспользовались ей вовсе не спецслужбы...
Я в эти теории заговора не верю. Технически встроить такую систему в самолет и управлять им с земли через спутник вполне возможно. Но ни одна спецслужба мира на этот шаг не пойдет, потому что это несет жуткую опасность для них самих. Ведь в этом случае они открывают окно возможностей для террористов. Если есть система дистанционного управления, то рано или поздно ее взломают хакеры и наоборот - поведут самолет на небоскреб. Причем убьют двух зайцев : и теракт совершат, и сами в живых останутся. Большинство конспирологических теорий рождается из-за недостатка информации. Яркий пример - история с однофамильцами. Тут же стали раздувать: группа готовила захват самолета. Потом оказалось, что однофамильцами были китайцы-художники из несколько поколений одной семьи, летевшие домой после выставки.
Если самолет невозможно было угнать дистанционно, значит, это сделал кто-то на борту. Были среди пассажиров люди, обладавшие летными навыками?
Была версия, что среди пассажиров был малайзийский специалист по авиационной электронике, который сидел в бизнес-классе прямо под антенной спутниковой связи и теоретическим мог «хакнуть» лайнер. Но честно говоря, доказательная часть этой версии шита белыми нитками. Мы перебрали всех пассажиров поименно, но потенциальных угонщиков не обнаружили. Нас больше привлекал капитан воздушного суда.
- Чем именно?
Мы накопали несколько фактов совершенно странных. Я бы даже сказал, разнонаправленных. С одной стороны, он - дальний родственник и страшный фанат одного малайзийского оппозиционного политического деятеля Анвара Ибрагима, который, судя по всему, тесно связан с Саудовской Аравией и ваххабитами.
Пассажиры стали жертвами политических разборок?
- Захари Ахмад Шах был религиозным человеком?
В том-то и дело, что нет. Мы проанализировали его активность в интернете и обнаружили, что в последние полгода он лайкнул на YouTube несколько лекций известного английского биолога и атеиста Ричарда Докинза . То есть капитан увлекся атеизмом, что для мусульманина очень необычно. И напрочь убивает версию про терроризм с исламским уклоном. Капитан оказался личностью противоречивой. Он был не исламистом, а скорее, правозащитником, который выступает за свободу, равенство и братство. Известно, что он в соцсети выкладывал свое фото в черной футболке с надписью «Демократия умерла». Потому что, с его точки зрения, демократия действительно умерла, так как его кумиру Анвару Ибрагиму не дали победить на выборах в Малайзии. Против Анвара были cнова выдвинуты обвинения, 7 марта 2014 года политика приговорили к 5 годам тюремного заключения...
А 8 марта 2014 года «Боинг», которым управлял Захари Ахмад Шах, исчез в неизвестном направлении! То есть чисто теоретически в случае угона пассажиры могли быть использованы в качестве заложников, если бы возник торг: пассажиры в обмен на свободу Анвара Ибрагима? А потом что-то пошло не так?
Я такие версии тоже слышал, но у нас слишком мало информации, чтобы что-то определенное говорить.
- На борту был еще и второй пилот. Что можно сказать о нем?
Фарик Абдул Хамид гораздо моложе, ему было 27 лет, и я не верю, что он мог угнать самолет в силу его положения на борту. Этот полет был его последним экзаменом перед получением сертификата на этот тип воздушного судна. Если бы Захари подписал его летный сертификат, Фарик становился бы вторым пилотом Боинга 777. То есть впереди карьерный скачок, другая зарплата... Поэтому он не мог ничего в этом полете предпринять подозрительного. И это еще раз указывает на капитана - именно командир угнал самолет. В этот момент Фарик Абдул Хамид был наиболее зависим от капитана. И еще одно обстоятельство. Второй пилот за несколько дней до полета сделал предложение своей девушке.
- Логично. Если ты собрался угнать лайнер, тебе не до устройства личной жизни.
Кстати, всплыла поразительная деталь. Когда лайнер летел уже с выключенными системами связи обратно через Малайзию, он зачем-то сделал полукруг вокруг города Пенанг. А это родной город Захари Ахмад Шаха. Такое ощущение, что он прощался со своим домом. И, вот представляете, есть неофициальная информация, что в этот момент один из сотовых телефонов на борту «Боинга» связался с базовой сотовой станцией в одном из районов города Пенанг.
Второй пилот пытался звонить с борта самолета
- Разве такое возможно?
В принципе, да, особенно если самолет летит медленнее и ниже, чем это было в ту ночь. Энтузиасты из малайзийской полиции специально гоняли там с этой целью небольшой винтовой самолет, оказалось, что телефон «схватывает» сеть на высоте 3-5 километров. Но в тот раз звонок не удался, там было просто соединение, но этого достаточно, чтобы определить телефон звонившего абонента. Это был номер второго пилота.
- А сколько прошло со времени угона?
Больше часа.
- То есть, он уже мог понять, что лайнер захвачен?
Мы можем строить догадки, что он пытался что-то сообщить на землю. Но это всего лишь догадки.
- Насколько велики шансы, что мы узнаем правду о пропавшем «Боинге»?
Я рассчитываю на то, что нам что-то выкинет океан. Есть некоторые наметки, что имеет смысл поискать на безлюдных островах, отмелях ближе к центру Индийского океана. Обломки кое-что могут рассказать. А вторая надежда - на то, что если конспирологи все же правы, и был заговор, то рано или поздно кто-то проболтается.