Карта прибрежных глубин около полуострова рыбачий. Исследуем полуостров Рыбачий на «УАЗе» и ATV
Он состоит из двух частей, собственно Рыбачьего полуострова и полуострова Среднего. Они соединены перешейком, длина которого достигает примерно 1 км. Эти полуострова соединены с материком другим перешейком, длина которого составляет около 2 км. Длина Рыбачьего полуострова от мыса Гордеева до мыса Немецкого составляет около 60 км, ширина в северо-западном конце достигает до 10 км, а в юго-восточном до 25 км.
Берега полуострова состоят из черных сланцевых скал, над которыми внутри полуострова расположены невысокие холмы и горы, покрытые и отчасти травой. По берегам рек и в долинах между холмами находятся отчасти , отчасти сухие с хорошей травой. Также здесь располагаются небольшие перелески из березы, ивы и других кустарников.
В северной части полуострова много и озер. Из последних самое значительное озеро Безымянное, длина которого достигает до 10 километров, а ширина до 1 километра. Из него вытекает река Майнаволок, длина которой до 10 км. Из других рек на Рыбачьем полуострове находятся реки Зубова (длина около 13 км), Оленка (примерно 12 км), исток озера Оленка и другие водные объекты.
На полуострове имеется большое количество различных заливов и бухт. Хотя немногие из них могут служить надежными убежищами для судов. Начиная с юго-запада следуют бухты: Малая Волоковая, Большая Волоковая, на северо-западном берегу – губа Вайда. На северо-восточной части полуострова находятся бухты: Скарбеева, Зубова, Майнаволоцкая, на восточном берегу губы: Цып-Наволок, Корабельная, Аникиева и Сергеева.
На южном берегу Рыбачьего полуострова расположен обширный Митавский залив с губами Эйна, Моча, Моткой и гаванью Новоземельской; на юго-западном берегу имеется губа Кутовая. Из мысов наиболее известны: мыс Гордеев, расположенный юго-восточной оконечности полуострова, мысы Шарапов, Башенка и Сергеев, находящиеся на восточном берегу. На северо-восточной части полуострова имеются мысы Цып-Наволок и Лавыш, Лок, Лазарь, Майнаволок, Скорбеев; в северо-западном районе – мысы Кекур и Немецкий; на западной части полуострова расположен Земляной мыс и некоторые другие.
Высшие точки полуострова находятся на мысах: Гордеев, Кекур и Гремящинская пахта (ее высота достигает около 1450 м над уровнем моря). Прочие мысы имеют высоту от 900 до 1800 м. Северо-восточный берег полуострова низменный. Северо-западный берег возвышен и в некоторых местах достигает 6000 м. За Большой Волоковой губой берега снова становятся отлогими. Средний полуостров подступает к фиорду тундристыми отмелями.
Рыбачий полуостров прежде был заселен лопарями (населением финского племени). С 1865 года здесь стали устраиваться колонии вольных переселенцев, преимущественно финляндцев и с западного берега Варангерфиорда и норвежского Финмаркена. Эти народы перешли в русское подданство, но в экономическом отношении тяготели к бывшей свой родине. Рыбацкий и Средний полуострова составляли Рыбачье сельское общество. Лопари почти все откочевали с полуострова на материк. Русские (до 600 человек) являлись сюда только летом, для рыболовного промысла, в некоторые рыболовные становища, например: Вайда-губу, Зубово и Цып-Наволок.
Затем как норвежские, так и финляндские колонии хорошо обстроились. Многие из них процветали, благодаря рыбной ловле, скотоводству, торговле и другим промыслам. Всего колоний на Рыбачьем полуострове было около 9. В них насчитывали около 500 жителей. На Рыбачьем полуострове в колонии Вайда-губе, считающейся одним из главных мест Мурманска по обилию трескового лова, вылавливали за год от 400 до 500 тысяч кг. У колонистов имелось до 100 промысловых судов, на которых они добывают до 1130 тысяч кг морских рыб и до 80 тысяч кг рыбьего жира. На этих же судах они производили торговлю с норвежскими городками Варангерфиорда.
Во второй половине XIX века известный мыслитель Николай Федорович (он был учителем Циолковского) предложил на территории Рыбачьего полуострова основать столицы России. После революции в начале XX века территории западной зоны полуострова Рыбачьего и Средний полуостров стали принадлежать . В 1940 году после советско-финской войны эти территории были вновь возращены нашей стране.
На территории Рыбачьего полуострова находятся залежи углеводорода, нефти и . В 70-е годы прошлого века здесь были осуществлены поиски , но в результате недостаточных исследований, эти поиски оказались неудачными. В 1994 году на полуострове были сделаны сейсмические съемки, по которым были обнаружены залежи нефти. Залежи нефти расположены от полуострова в море. Просторы Рыбачьего и Среднего используются для выпаса олений.
Особенностью вод, омываемых берега Рыбачьего полуострова, является то, что они не замерзают даже зимой. На повышение воды здесь оказывает влияние Нордкапское . В настоящее время, по итогам экспедиции ученных на территорию Рыбачьего полуострова, принято решение сделать здесь охраняемые территории, для сохранения фауны этих мест.
Вечером уже оказались на месте.
Полуострова Рыбачий и Средний десятилетиями был военной особо охраняемой территорией. Тогда о путешествиях по ним наверное никто даже не мечтал. Знали, что там, в самой северной материковой часть России у берегов Ледовитого океана, есть полуострова, на которых находятся военные, ракетчики и пограничники, которые охраняют от европейских вражин.
Первое желание, которое при установке палатки сразу возникала, это сберечь эти цветы и траву. Не топтать их ногами и тем более колесами.
Им и так досталось родиться в этих жесточайших климатических условиях.
3.
4.
В 90-х годах Горбачев пошёл на уступки цивилизованным мирам и с полуострова вывел военных. С тех пор у россиян появилась еще одна огромная территория для путешествий, отдыха и рыбалки.
5.
Военные уйти то ушли, а вот территории статусно не передали. Полуострова Рыбачий и Средний зависли в воздухе без определённого статуса принадлежности. Военные поселки забрасывались. Ценные вещи растащили мародёры, а время и северные ветра подхватили эту эстафету.
Куда не посмотришь, везде остатки военных техник, мусор от военных и от новых путешественников. От этих объектов только прёт печалью и разочарованием. Не хотелось фотографировать.
6.
По всему берегам залива Рыбачий волной выброшены бревно от каких то сооружении.
7.
Когда заехали в Мурманск в магазин приобрести снасти для морского рыбалки и попутно набрали продуктов, заметил, что в городе ещё не успели после немецких бомбежек отремонтировать город.
Дорога от Мурманска до своротока к полуостровам ехали каких то на пару часов.
С асфальтируемой дороги, идущей в Норвегию после КПП, через несколько сотен метров, как завернули направо сразу попали в СССР 1943 года.
Хотя меня предупредили, я все равно был в шоке от таких адских дорог. Оказывается, "немецкие бомбардировщики точечно бомбили дороги".
100км до места назначения, прошли мы за 10 часов. Хотя наша машина настоящий внедорожник, но все равно сотни раз ударялись днищем.
При том, что такие адские дороги были не только на нашем пути, но и во всех направлениях. Как в той сказке: туда поедешь колёса- порвёшь, сюда поедешь- машину оставишь.
9.
10.
Только настоящие экстрималы путешествуют по этим,так называем, дорогам, где опасность на каждом метре.
11.
Преодолевали речки, небольшие уцелевшие мосты, броды, лужи и грязь чередовались. Поэтому полуострова в почёте среди путешественников, джиперов, рыбаков, квадратиков, снегоходистов.
12.
То там,то тут сломанные машины на дороге...
13.
Природа, при своей, на первый взгляд, скудности, не позволяла отпускать взгляд от себя. Жаль, что фотографировать особо не получалось, остановились пару раз. Не до этого было.
14.
В паре мест нашего пути встречались какие-то не заслуживающие уважения трафареты, что это территория как будто природный парк. Значит, где то есть конторы, сотрудники, которые зарплату получают.
15.
Что они делают, может беседка они построили, и то вряд ли.
16.
У очередного памятника.
17.
На полуостровах погибли тысячи солдат. Много памятников. Часть из них в нормальном состоянии.
18.
Заброшенные памятники много в полуостровах, как этот.
При ближнем рассмотрении видно, десяток могильных плит, заросших травой.
А в городах зато помпезно отмечаем День Победы и устраиваем бессмертный полк.
19.
На самом деле не удивительно, что памятники заброшены. Если у самого города героя Мурманска, памятники разрушается и их некому отремонтировать, то ожидать в вдали лучшее к ним отношение не стоило.
20.
21.
Разрешения ловить рыбу не у кого взять. Так что хоть сколько лови, хоть тоннами рыбу, крабы, креветки заготавливай.
Возможно мы были в статусе браконьера раз без лицензии рыбачили.
22.
Рыба в море было мо-ре..))
Разная рыба на глубине как будто ждала блесну, чтобы сразу быть атакованным и чтобы зацепится на крючок.
Попадались и не знакомые, как эта, на вид страшная, рыба.
Мы её на всякий случай отпустили восвояси в море. Потом узнали, что деликатесь редчайший.
23.
Попались вот такие чудики с морского глубины
24.
Рыба настолько хорошо ловилась, что с первого же дня встал вопрос "куда её девать?"
Самые хитрые рыбаки из команда в первый же день второпях вышли в море и от души нарыбачили аж два ящика разных рыб. Так что на второй, третий день на рыбалку было наложено табу. Не выбрасывать же?
Потом уже ловили столько, сколько могли съесть. И ловили рыбу выборочно, которые вчера не ели.
25.
Рыба камбала жаренная ох какая вкусятина!
26.
Готовили еду на газу. Кстати, деревьев, как таковых, на Рыбачьем совсем нет. Какие-то мелкие кустарные, из которых полноценный костёр никак не сделать.
Семешкин Анатолий Константинович на рабочем месте.
27.
28.
29.
Киту нравилось наше присутствие на берегу и он каждый день приближался к нам на сто метров и демонстративно через патрубки выдувал накипавшую воду от себя. Выдать у него корпус продырявился и вода просачивалась.
30.
Хотели поймать кита на ужин. Совещались и советовались и решили не надо.
31.
Шашлык из какой-то крупной рыбы и армянская водка хорошо сочетались.
32.
Группа рыбаков из Архангельска на двух машинах и с прицепами специализировались на крабов. У них были условия для хранение рыб. Поэтому они смело ловили и рыбу и крабов.
При том знали где и как ставить сетки и ловушки.
Я даже им на минуту помогал, чтобы краба отпустить из сетки. Но и ел сколько полезет. До этого знал только вкус краба из тех палочек, которые в магазинах продают. Вкусно невереятно.
Оказывается, крабов в этих краях через чур много. Когда-то завезли с камчатки разводить, развелось настолько много, что то ли через залив, то ли через перешеек они перешли в воды Норвегии.
Парадокс в том, что норвежцы крабов промышленно ловят, и оптом продают в том числе России.
А в России мафиози ответственные чиновники, даже любительский лов не разрешают. Хотя неофициально, но вполне легально, крабы продаются в Мурманске на каждом углу оптом и в розницу и в любом виде.
Наша команда не умела и не ловила крабов. Но, ели, когда Архангельские мужики нас угощали, а они всегда угощали.
33.
Краб, которого я спустил на землю, оказался воинственным и напал на меня и хотел меня съесть. Но я успел отвертеться..
34.
Оказывается, чтобы крабы дольше хранились надо их сварить в морском воде.
35.
Когда на обратном пути в аэропорту увидел по чем продают крабов и посчитал, на сколько рублей я наел в те 10 дней, то мне аж дурно стало. Можно было за эти деньги поддержанную инамарку купить.
36.
Хотя архангельцы и показали нам способ рыбачить на крабов, но для нас уральцев это было не осуществимая мечта. Такие штучки привести с собой и тд..
Кстати, иногда,но очень редко и только когда на Рыбачий приезжают хорошие люди, тогда га полуострове наступает тепло, да такое, что можно загорать и нырять в море. Чем мы и занимались.
37.
38.
Было настолько жарко, что только арбузами и охлаждались. Как этот арбузоед.
39.
Купались в самой северной материковой части России у берега Ледовитого океана. Так как в радиусе ста километров не было женщин, то и купались без купальников.
40.
Вода в море было очень прозрачна! Вся рыба в ней у берегов было видна несмотря на то, что рыба и крабы справляют сюда нужду, не считая кита.
41.
На Рыбачьем погода крайне изменчива. То, как и положено северной части России, ветрено, холодно, дожди со снегом, то солнце со шквальным ветром и дождем.
Что мы и ощутили на себе. Шквальный ветер моментально срывал шатёр у рыбаков, правда не помню откуда они приезжали на полуостров водку пить.
42.
Оказалось, что море тут приливает и отливает обратно каждый день в одно и тоже время,независимо от того какая погода на улице.
Волна из моря моментально залила резиновые лодки. Потом куча народа не могли их берег затащить.
43.
На фото смотритель ижевской группы . Жесточайший человек. Он всегда смотрел вдаль и командовал: "Тонну рыбы сюда вези, тонну крабов туда увези!.."
44.
За малейшее непослушание, моему другу он чуть не растерзал.
Шучу, постановочные кадры. Добрейшейшей человек
45.
Некоторые ижевские ребята собирали морошку и в лагере варили повидла. Что скажешь, молодцы, предусмотрительно с собой привезли сахар и посуду.
А морошка было очень вкусная и сладкая с кислинкой.
46.
47.
Диву даю, как все это барахло на фото помещалось в одном машине, а также четверо здоровых мужиков и еще одна собачка противная. Иначе дорого ехать каждому на своей машине в такую даль. И еще угробить машину на этих дорогах.
48.Единственные на полуострове, построенные за последние 20 лет для туристов, домики. Туалет на улице. Умываться в море.. Условия чуть лучше, чем в палатке.
49.
Но в своей палатке, хотя и бардак постояный все время, зато уютно и тепло...
Потому что своя!!!
50.
Полуострова для СССР во время войны с немцами имели важность в обороне. Тогда оборона Рыбачьего, Среднего была построена таким образом, чтобы отразить с море нападения. С берегов наши войска контролировали передвижения германского флота по Баренцову морю и не допускали их к Мурманску.
И сейчас различного рода сооружения видны были на каждом метре, если хорошо рассмотреть.
Не разорвавшихся противоподводных караблей бомьба на берегу Баренцового моря.
51.
Классическая техническая решения.
52.
Не понятно назначения этого гвоздя тольщиной 4-5 см прыбитую в камень. Наверное с времен викингов.
53.
54.
Именно по той причине полуострова по настоящему стали исторической музейной территорией.
На дороге в Зубовку, в самый материковый северный край России, на стороне от дорог наш "гид" показал наскальные рисунки каменного века.
Кто в те века в этих суровых краях рисовал, финны, русские или норвеги, не разобрался.
55.
На полуостровах раньше обитали викинги (норвеги), и они оставили свой культурный след, в виде развалин факторий, холмики могил.
56.
Свежий и жирно некультурный след оставили наши военные в виде разрушенных сооружений.
Норвеги у себя, ещё севернее чем полуострава, создали райские условия для жизни. Стали в мире одними из счастливчиков.
А пока вокруг на полуостровах только пугающие развалины.
57.
Зато у берегов то там то тут подводные корабли..
59.
Уехал с Рыбачьего с полным расстройством, но с намерениями, когда то сюда снова вернуться.
Хочется вернутся, только не на джипе с прицепом. Остановиться в уютной гостинице, поймать рыбу не боясь быть браконьером, покушать крабов, путешествовать по полуострову, вечером зайти в свой номер, посмотреть из окна на холодные ветра, укутаться в одеяло и проспать до утренней зари.
60.
Может викингам или финам отдать полуострова на аренду? А нам в счёт взаимозачета бесплатно приехать на пару недель отдохнуть по-человечески?
Наверняка будет неточности в рассказе, так что поправьте.
Важно, если вам понравился пост, поддержите меня лайком, комментарием.
Уверен, что вы все, ну или почти все, хоть раз да слышали об этом месте, но не придавали, возможно, этому значения. Помните строчку из песни «Растаял в далеком тумане Рыбачий…»? Так вот это о нем и говорится – о Рыбачьем, овеянном вечной славой полуострове, расположенном на самом севере европейской части России
На Кольском полуострове я бывал много раз. Но все эти поездки приходились на осень, зиму или весну. Поехать же летом туда никак не получалось. Но - хотелось. Причем чтобы не просто летом, а обязательно в полярный день, когда солнце не опускается за горизонт. И вот запланированное несколько месяцев назад путешествие вроде бы складывается - и друзья проверенные готовы составить компанию, и машина подходящая есть, и шеф не против. Едем! Наша цель - полуостров Рыбачий.
Полуостров Рыбачий - самая северная часть европейской России. Это приграничная территория, поэтому для ее посещения необходимо оформить пропуска в Мурманском погранотряде или в Управлении ФСБ по Мурманской области - процедура несложная, но может занять до месяца ожидания.
ТИТОВКА
Из Мурманска выбрались только ближе к вечеру - закупки продуктов, топлива, упаковка багажа и канистр отняли почти полдня. Пролетели около ста километров по асфальту и за постом пограничного контроля, переехав по мосту речку Титовку, свернули с трассы направо - путешествие началось! Нас четверо - мурманчане Владимир Кондратьев, Александр и Евгений Зародовы (отец и сын), а также автор этих заметок. Транспортные единицы - подготовленный к трофи «УАЗ» на «колхозных» мостах и 500-кубовый ATV Polaris.
Движемся вдоль Титовки. История названия этой реки и одноименной губы в Мотовском заливе уходит к XVI веку, правда, тогда она называлась Китовка из-за массовых выбросов китов на сушу. В древности Средний и Рыбачий были островами и между ними и материком существовал «китовый переход». Со временем суша приподнялась, а вековые инстинкты у животных остались.
Точное назначение этих камней-сейдов в саамской культуре до сих пор не ясно. То ли они служили ориентирами в пустынной тундре, то ли использовались в качестве религиозных атрибутов
Вскоре остановились на берегу на стоянку. Перекусили, полюбовались на совершенно беспардонных уток, ворующих у нас хлеб, и поехали дальше - нечего терять драгоценное время на сон. Светло ведь, полярный день!
ПЕРЕВАЛ
Единственную дорогу с Большой земли на Рыбачий строили еще монахи Печенгского монастыря для своих конных обозов. Затем, после советских саперов, в 1940 году, по ней прошел первый танк. Во время войны она была занята немцами - до сих пор везде вокруг укрепления и колючая проволока. А слева и справа под откосами валяются останки техники, служащие отрезвляющим фактором для любого водителя. Дорога хитрая - петляет поворотами, то поднимается, то спускается с сопки на сопку. Представляю, как здесь тяжело зимой в гололед или пургу. Неспроста, наверное, еще с военной поры ручей перед подъемом называется Пьяным - здесь было положено пропустить рюмочку за удачу, а на спуске Трезвым - дабы испить холодной воды и передохнуть, стерев пот со лба… Вокруг же удивительной красоты северные пейзажи с блюдцами озер, смотрящими в небо между сопок, покрытых мягким мхом и отражающихся в воде каким-то нереально зеленым цветом. Правда, едва спустившись с перевала, оказались под низкими плотными тучами и мелким вялотекущим дождем, сопровождавшим нас впоследствии всю поездку.
УРОКИ ИСТОРИИ
Огибаем Мотовский залив. К востоку уходит легендарный Муста-Тунтури - четырехкилометровый хребет, единственный участок, где немецкие войска не смогли перейти нашу сухопутную границу. С 29 июня 1941 года до окончания войны линия фронта здесь оставалась неизменной! Но до сих пор неизвестны имена всех погибших защитников Муста-Тунтури. Каждый год поисковики поднимают и перезахоранивают их останки. А вот справа от дороги лагерь одной из таких команд. Несмотря на раннее утро, дежурные на ногах, на костре булькает вода в котле. Приглашают присесть, угощают чаем, показывают свою вчерашнюю находку - фляжку военного образца с нацарапанной фамилией бойца. Знакомимся с руководителями группы - Александром и Ксенией. Они из Никеля, работают со школьниками тут уже не первый год. Администрация города поддерживает - выделяет палатки, снаряжение. Да уж, такие уроки истории запомнятся ребятам на всю жизнь!
СТРОГО НА СЕВЕР
Проскакиваем Большое Озерко - бывший гарнизон зенитчиков, почти город. В 1959 году сюда был переброшен из Таллина полк ПВО с ракетным комплексом, таким же, из которого годом позже под Свердловском был сбит самолет-шпион У-2. А осенью 1994 года поселок покинули последние жители.
Вектор нашего дальнейшего маршрута указывает строго на север вдоль губы Большая Волоковая. Едем по берегу, вдыхая на остановках настоящий арктический ветер. Даже ненастная погода не портит радостного настроения от предвкушения встречи с пиковой точкой похода. И вот все, приехали! Вайдагуба, мыс Немецкий - дальше только Северный Ледовитый океан и Северный полюс! Историки считают, что люди здесь жили с каменного века. В XVI веке на Вайде (с финского переводится как «менять») швартовались купеческие суда, велась торговля. Немецкий же обычно трактуется как «иноземный». Кажется, что на этом небольшом кусочке все перемешалось: развалины старинного причала и памятник защитникам Отечества, саамский колодец и вполне современная метеостанция, камни с таинственными знаками и… таксофон, работающий в автономном режиме на солнечных батареях.
ПУСТЫННЫЕ БЕРЕГА
Набираем в баклажку воды из древнего колодца и направляемся к мысу Скорбеевский. Еще одно наследие холодной войны, еще один брошенный гарнизон. Жутковатое зрелище…
Ночуем возле водопада на Зубовке. Даже не верится, что раньше эти земли были настолько заселены, что голландскому путешественнику, огибающему Рыбачий морем в 1594 году, он показался одним большим городом - так много было построек на берегу.
ТАЙНЫЕ ПЛАНЫ
Здесь пора раскрыть небольшой секрет. Кроме обычного желания побывать на Рыбачьем, у меня была еще одна цель. Теперь, когда «гриф секретности снят» и система оформления пропусков в погранзону отработана, летом сюда настоящее паломничество. Джиперы, мотоциклисты, велосипедисты, пешеходники… Но практически все путешествуют по одному и тому же маршруту в центральной и северо-западной частях полуострова. Есть даже фирмы, специализирующиеся на офф-роудном туризме, возящие клиентов по заранее выверенным точкам, почти как по Золотому кольцу, только с запланированными приключениями в виде бродов и разрушенных мостов. Но нигде я не нашел упоминаний о посещении ими восточной части Рыбачьего. Даже в Google Earth этот район скрыт почему-то завесой «нечитаемости». Вот пусть он и будет «нашим маленьким краем Земли»!
Дороги в тундре непредсказуемы. Вряд ли это транспортное средство когда-нибудь будет ездить - его удел стать добычей «охотников за металлом»
ВРМ
Покинув Зубовскую бухту, устремляемся на восток, в сторону Цып-Наволока, вдоль скалистого берега моря. Через пару километров видим ровные песчаные поверхности и остатки множества укреплений - во время войны здесь находился запасной аэродром. А вскоре оказываемся на ВРМ. Эту аббревиатуру расшифровывают и как «Выпьем, ребята, «Московской», и как «Вотчина рыбаков-метеорологов», и как «Вот развалины маяка». Последняя версия ныне самая верная - с 1953 года здесь стоял веерный радиомаяк (ВРМ). По посылаемым им сигналам ориентировались военные корабли и грузовые суда. Некий аналог современной системы GPS. В 1979 году устаревшую конструкцию маяка заменила новая, но вскоре она стала никому не нужна. От былого гения человеческой мысли кроме развалин двухэтажного здания, вспомогательных и хозяйственных построек осталось несколько 75-метровых вышек, расставленных на протяжении почти пяти километров вдоль моря.
ЦЫП-НАВОЛОК
В Цып-Наволок въехали после полуночи. Как и положено в это время суток, нормальные люди уже спали. Остановились в центре поселка возле маяка, огляделись. Никого. Лишь пара собак бегает вокруг машины и попрошайничает, негромко погавкивая. Замечаем, что в доме неподалеку открывается дверь и на пороге появляется фигура молодого парня в рубашке и камуфляжных штанах. Строение находится за невысоким забором и воротами со звездой. Подходим, здороваемся. Разговаривать приходится с трудом, поскольку холодный, почти ледяной ветер чуть ли не сбивает с ног. Заезжие гости здесь редки, поэтому разговор достаточно официальный: «Кто такие, откуда, зачем, пропуска в закрытую зону есть?» Мы находимся на военном объекте, где гражданским быть не положено. Женька в шутку интересуется наличием в поселке магазина или ларька какого, чем сразу разряжает натянутую обстановку - нас приглашают в дом попить чая. Такого вкусного хлеба, что пекут моряки в Цып-Наволоке, я еще никогда не ел! Лучше любых круасанов! Андрей - мичман-контрактник, служит здесь уже несколько лет. Ворчит, что мало платят, но уезжать пока не собирается: «Я здесь как дома, да и кто эту молодежь учить будет? Все ж на мичманах держится». Хотя самому от силы 27 лет, не более. И философ: «Чем тут зимой заниматься кроме работы? Вот стихи со скуки пишу - в прошлом году всю тетрадку исписал!» А после чая выделяет нам для ночлега настоящие апартаменты с шестью почти вплотную стоящими солдатскими кроватями и печкой.
В ГОСТЯХ У МИХАЛЫЧА
С неба сыпется обычная морось, и выспаться под теплой крышей, а не в мокрой палатке - верх блаженства. Поэтому утро начинается ближе к обеду и… с еще одной проверки - это мичман заглянул и сообщил, что нам следует показаться с документами на заставе. Пограничникам в этих краях принадлежат все функции власти - от первоочередных по защите рубежей до милицейских и «рыбнадзорных». Пока умывались и собирались, начальник гарнизона сам посетил нас. Серьезный усатый офицер придирчиво изучил бумаги, но, посмотрев «визитную карточку» - журнал с материалом о нашей мартовской поездке на мыс Святой Нос, его глаза подобрели и кончики усов поползли вверх - все нормально, свои! Самое время сесть вместе за стол, ведь кроме знакомства есть еще один повод - самый важный, пожалуй, в этой ситуации - сегодня же День Военно-морского флота! После небольшого фуршета Андрей Михайлович гордо показал свое хозяйство. За обшарпанным фасадом внешне неказистой казармы, оказывается, скрывается вполне современное здание со всеми удобствами и с евроремонтом. Есть баня и а-ля бассейн на улице. Сложно представить, с каким трудом это все построено и завезено по «дорогам», на которых военный «Урал» «разувает» по три колеса за поездку, а ориентирами зимой служат те самые мачты ВРМ. Но тем не менее люди живут и работают. На территории поселка находятся метеостанция, основанная аж в 1921 году, действующий маяк, с которого нам открылся изумительный вид на штормовое Баренцево море, Аникиевский остров (эх, была бы погода получше!) и на пустынные берега на много-много километров вокруг. А ведь еще в начале прошлого века здесь была рыболовецкая фактория братьев Савиных, самых крупных скупщиков рыбы на Мурмане, стояли дома колонистов, церковь и даже больница Красного Креста.
КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ
Метеоусловия так и не позволили нам попасть на Аникиевский остров. Вот что написано о нем в «Путеводителе по Русскому Северу», изданном в 1898 году: «Во время остановки парохода в Цып-Наволоке любопытно посетить лежащий близ него островок Аникеев, одна из плит которого представляет собой каменную летопись Мурмана. Она вся покрыта тщательно и красиво… высеченными именами датских, немецких и голландских шкиперов, приходивших на Мурман за рыбой в XVI, XVII и XVIII веках. Особенно красивы надписи: Berent Gundersen 1595, 1596, 1597, 1610, 1611, 1615 blef jeg frataget skif («у меня отняли судно»). Внизу под надписью изображен воин…» И еще далее: «Красива и интересна высеченная кудрявым письмом русская надпись: Лета 7158 (по новому летоисчислению это 1650 год. - Прим. ред.) горевал Гришка Дудин». А экспедиция М. Орешеты в 1995 году обнаружила даже более ранний поморский автограф: «Стоял Шуеречанин Василий Малашов 1630 г.».
В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ
Почти сутки, проведенные в Цып-Наволоке, пролетели незаметно. Через два дня нам обязательно надо было вернуться в Мурманск. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и, как обычно в ночь, стартуем. Хотя какая же это ночь, скорее легкие сумерки.
Если взглянуть на карту, то к Озерку - узловому «перекрестку» Рыбачьего - ведут несколько дорог. Выбираем наиболее короткую, но, как оказывается впоследствии, самую тяжелую - «Зубовский тракт». Он идет через горы среди затопленных многодневными дождями тундровых болот. Лужи, часто глубиной по капот лифтованного «УАЗа» на 35-х колесах, попадаются каждые 50-100 метров. И камни, камни, камни! Скорость продвижения порядка 3-5 км/ч. На квадрике ехать иногда даже проще, так как можно объехать препятствия по краю, но ветер и дождь делают это весьма непростой прогулкой.
КАМЕННЫЕ ВЕЛИКАНЫ
Через 12 часов безостановочного пути петля по Рыбачьему замкнулась, и мы спустились на Средний. Теперь направление движения против часовой стрелки. От мыса Земляной едем по западному берегу вдоль длинного 30-метрового обрыва, сложенного из тончайших сланцевых пластин, сквозь которые пробивается множество маленьких родников. Знаменитые «Два Брата» - гигантские останцы. Здесь веет какой-то мистикой - неспроста саамы издревле считали гору Пумманки местом обитания чародеев (нойдов). По преданиям, двое из них - братья нойд-Укко и нойд-Акка - были наказаны за свои злодеяния и превратились в эти каменные изваяния.
38 ЗВЕЗДОЧЕК
Чуть дальше на высоком берегу встречаем практически не тронутую береговую батарею 1950-х годов (судя по шильдику на орудии, 1946 года выпуска). Многоуровневая система ходов, механизмы в смазке. Во время войны здесь же базировалась 221-я батарея, уничтожившая 22 июня 1941 года немецкий тральщик и открывшая тем самым боевой счет ВМФ СССР. Ствол от одного из ее орудий с 38 звездочками (по числу потопленных вражеских судов) лежит сейчас на корабельном кладбище километрах в четырех от этого места.
СЛАВА ГЕРОЯМ!
Последнюю ночевку в этой поездке разбиваем на выезде со Среднего, на берегу реки под хребтом Муста-Тунтури. Саня Зародов рассказывает, как еще будучи школьником участвовал в установке на нем первого обелиска. Носил наверх в рюкзаке песок для основания памятника. Неожиданно наш лагерь освещает выглянувшее из туч солнце - за неделю мы уже и отвыкли от него. Смотрим на посветлевшие горы и как-то автоматически начинаем обсуждать маршрут следующего путешествия по Северу. Суровые красоты, притяжение Севера, край Земли - банальные вроде бы фразы, но… как ни странно, очень честные и уместные здесь.
«Два брата», которым поклонялись и которых боялись саамы, считая их окаменевшими злыми чародеями. Сейчас у основания северного останца спрятан геокешерский тайник
Полуостров Рыбачий, который находится в Мурманской области – очень интересное место. Полуостров Рыбачий непременно понравится тем, кто любит путешествия, поездки на природу и морскую рыбалку. Фото из поездок и путешествий в это уникальное место можно найти в интернете, а также в журналах о путешествиях. Там же можно найти отзывы бывалых туристов-любителей активного отдыха и интересные фото рыболовов-любителей.
Вконтакте
Добраться на полуостров Рыбачий можно из Мурманска . Главное – заранее продумать маршрут поездки, потому что из-за сложных погодных условий путешествие на Рыбачий может сорваться. Чтобы добраться на полуостров Рыбачий из Мурманска, нужно обязательно иметь с собой карту. Полуостров Рыбачий в Мурманской области– одно из самых интересных мест на карте севера России.
Путешествие на полуостров Рыбачий в Мурманской области: почему туда стоит поехать
Тем, кто любит активный отдых на природе, вовсе не обязательно уезжать для этого из России. В нашей стране тоже есть очень интересные маршруты. На севере России, за полярным кругом, находится город Мурманск. Это один из самых северных городов России. Из Мурманска можно легко добраться на полуостров Рыбачий.
Существует несколько причин, по которым Рыбачий непременно следует посетить . Это следующие причины:
Те, кто интересуется отечественной историей и воинской славой России непременно захотят возвращаться на Рыбачий снова и снова. Здесь до сих пор можно найти снаряды и другие артефакты, уцелевшие со времен Великой Отечественной войны. О героическом прошлом полуострова Рыбачий даже поется в знаменитой советской песни, посвященной прощанию со Скалистыми Горами. Там находятся промышленные предприятия, рыболовные хозяйства и оленеводческие фермы.
Мурманская область полуостров Рыбачий: рыбалка для любителей активного отдыха
У этого места «говорящее название»: Рыбачий. Местные жители неслучайно окрестили этот полуостров именно так. Полуостров Рыбачий предоставляет всем желающим уникальную возможность прекрасно провести время на настоящей морской рыбалке. Рыбачить можно как с удочкой, так и с более современным спиннингом, оснащенным разнообразными дополнительными приспособлениями. Выходят в море, как правило, на лодке или на катере. Попасть на морскую рыбалку можно следующими способами:
Во время рыбалки можно легко поймать самую разнообразную морскую рыбу , которую житель российской средней полосы обычно видит только в магазинах. Здесь хорошо ловиться и крупная треска, и мелкая мойва. Если очень повезет, можно увидеть, как на берегу моря греются настоящие морские котики.
На территории полуострова имеется большое количество частных рыболовных хозяйств и туристических баз, рассчитанных на любителей рыбалки. На турбазе можно взять напрокат транспорт и рыболовное снаряжение. Те, кто боится в первый раз выходить в открытое море без сопровождающих, могут взять с собой грамотного инструктора – бывалого рыболова, который поможет правильно организовать рыбалку и получить хороший улов.
Для рыбалки следует выбирать спокойную, безветренную погоду. В шторм рыбачить опасно, поэтому, если турист планирует ехать на Рыбачий именно с целью рыбалки, погоду желательно уточнять заранее.
Во время рыбалки можно сделать уникальные фото. Северные морские воды богаты рыбой, поэтому даже начинающий любитель-рыболов не останется без солидного улова. Все необходимое для рыбалки (наживку, одежду, аксессуары) можно приобрести в местных рыболовных магазинах . Самая лучшая пора для рыбалки – короткое северное лето. Местные жители испокон веков занимались рыболовством, отсюда пошло и «говорящее» название полуострова. Такую рыбу, как здесь, больше нигде не поймаешь. Морская рыбалка в одном из самых холодных и северных мест нашей страны – занятие для настоящих мужчин и страстных любителей рыбной ловли.
Рыбачий находится на севере России , поэтому климат там весьма специфический. Так что, отправляясь в путешествие, надо обязательно брать с собой теплую одежду: куртку, сапоги, теплую шапку, непромокаемую одежду для морской рыбалки.
Полуостров Рыбачий богат грибами и ягодами. Страстные грибники должны знать о том, что в грибную пору в местных лесах свирепствуют кровососущие насекомые, поэтому непременно следует взять с собой защитные средства – инсектициды и репелленты. Те, кто идет в лес на «тихую охоту», должны надевать одежды с длинными рукавами, чтобы руки и ноги были надежно защищены от укусов.
Те, кто едут на Рыбачий летом , в разгар местного туристического сезона, должны заранее бронировать места в гостинице или на турбазе, иначе свободных мест может просто не оказаться.
В поездку нужно обязательно взять с собой фотоаппарат и видеокамеру. На территории полуострова большие проблемы с сотовой связью. Для того чтобы поговорить по телефону с родными или близкими, приходится специально искать место, где ловит мобильная связь.
На территории полуострова находится несколько природных заповедников и национальных парков. Во время пребывания в этих местах необходимо строго соблюдать правила поведения, обязательные для всех посетителей: не разводить костры , не оставлять после себя мусор, не рвать цветы и не ломать ветки деревьев. В случае нарушений общепринятых правил нарушитель рискует заплатить солидный штраф.
На территории полуострова имеются места, где полностью запрещена любая охота и рыбалка. Поэтому перед тем как планировать эти мероприятия, необходимо уточнить у местных жителей, не является ли выбранное место запретным.
Те, кто любит животных и интересуется сельским хозяйством , могут посетить многочисленные оленеводческие хозяйства, в изобилии разбросанные по территории полуострова.
Полуостров Рыбачий – уникальное место на севере России. У этого места древняя история и героическое военное прошлое. Те, кто хоть раз побывал на полуострове Рыбачий, обычно возвращаются туда несколько раз. Величественная северная природа заставляет людские сердца замирать от восхищения. Однако, не рекомендуется ездить на Рыбачий с маленькими детьми, потому что погода на Рыбачьем очень суровая. – идеальный вариант для тех, кто интересуется природой родного края и любит экстремальный туризм. Отдых здесь стоит недорого, но запомнится надолго.
Несколько лет назад, когда я только купил себе джип, у меня была мечта поехать на полуостров Рыбачий. Несколько раз, по разным обстоятельствам, приходилось откладывать мечту на следующий год, а сам факт проехаться на своей машине по полуострову Рыбачий, стал представляться мне чем-то сродни лишению девственности, как джиппера, а дальше уже все дороги открыты. И наконец в этом году машина была готова к поездке, а мы переполнены решимостью. И, мечта сбылась!
Из леса под Каршево в 5 утра стартовали на длинный и тяжелый перегон до Мурманска. Почти 700км от Пудожа шли под проливным дождем. Мурманская трасса почти идеальна, не считая нескольких участков, где ведется ремонт. К 23 часам наконец то приехали в Мурманск и остановились в гостинице 69 Параллель, которая как выяснилось, пользуется особой популярностью среди полноприводных путешественников. Всех, кого мы встретили, останавливались как раз в ней. Да и около самой гостинице грязные монструозные джипы, стали уже обыденностью.
Вдоволь выдрыхнувшись, сутра занялись ремонтом машин. Сначала вернули на место стабилизатор на Лехином П3, а потом поехали к Святу, где спилили срезанный болт, и вернули скобу стабилизатора на место. Свят, еще раз огромное тебе спасибо за помощь. Там же обнаружили оторванный сапун заднего моста и оторванные провода от датчика задней межколесной блокировки. Что ж, надеемся что на Рыбачем она мне не понадобится.
Закончив все ремонтные мероприятия и закупившись продуктами возвращаемся на трасс Кола и наконец то бодро едем в сторону Рыбачего уже под вечер.
1. Помочили колесики в соленых водах Северного Ледовитого океана.
2. Я пересекал Полярный круг уже в четвертый раз, и первый раз на машине. И каждый раз этот момент сопровождает какое-то непонятное чувство эйфории.
3. Пройдя погранконтроль, сразу же сворачиваем вправо на дорогу вдоль Титовки и заезжаем на большой водопад Мельничный
6. Если ничего не путаю, то когда-то на водопаде была небольшая ГЭС, снабжающая электричеством, ныне безжизненный, поселок Большая Титовка. По уточненной информации это немецкая ГЭС времен ВОВ.
7. Сейчас естественно разруха
8. Второй каскад
9. Долина реки Титовка за водопадом
10. Через час, а может больше, добираемся до полуострова Средний, уже в глубоких сумерках. А тут такой сюрприз. Лови вояк, выясняем насчет стрельб и где встать на ночь. Информации пока никакой нет, но стрельбы будут в районе дороги к Двум братьям. Расстраиваемся, встаем лагерем около озера Яухоноканъярви, где познакомились с ребятами на Джимнике, с трехмесячным дитем. Знакомимся за бутылочкой виски и уже на рассвете расходимся спать. Если попадется отчет, привет ребята.
11. Сутра приезжаем опять к воякам, говорят что стрельб ближайшие два дня не будет. Радостно рвем по западной части Среднего.
12. Небольшой водопадик
13. А вот тут, судя по всем, одна из зон стрельб. Все вокруг дороги заставлено деревянными ежами и колючей проволокой.
14. Это шикарная дорога!
15. Наконец добрались до батареи Поночевного
17. Некоторые механизмы, как ни странно работают. Одну башню очень даже получилось вращать по кругу
18. Но большинство рычагов оторвано, а у одного из орудий пытались, ни много ни мало, отпилить ствол
19. Спускаем обратно к побережью и держим курс к Двум братьям
20. А вот и они
21. Запилил лук с Двумя братьями и двумя машинками, мы тут были-)
22. Добираемся до полуострова Рыбачий и первое что встречаем, сгоревшая шестерка с кучей сгоревших запасок в салоне и багажнике
23. Начинаются сумерки. Ищем место для ночевки. Заезжаем на бывшие позиции ПВО, расположенные на вершине. Западная часть полуострова как на ладони. Окинув зорким взглядом местность, находим неплохое место, защищенное от ветра кустами и многообещающим видом.
24. Злые грибы
25. Леха от нетерпения перед ужином и портвейном погнул ключ на 36
26. Запарковался на позиции
27. Проломившись по азимуту через кусты и преодолев старую траншею выехали на шикарное место с видом на океан. Плотная растительность по ступицу. Едется внатяг почти как по песку. Раскладываемся и отмечаем приезд на Рыбачий португальским портвейном и сигарой в лучах шикарнейшего заката.
28. Сутра просыпались под ливнем. Быстро свернули лагерь и, отложив завтрак на потом, двинулись к мысы Немецкий. Все что осталось от РЛС Лена
29. Олицетворение красоты полуострова
30. Шарики. Туда нельзя.
31. Быстро доехали до маяка. Зловещий кирпич со шлагбаумом и повешенный велосипед намекают, что дальше проезд закрыт.
32. Залезаю на крышу соседних руин и быстро нахожу где можно съехать.
33. И вот мы на самой северной точке европейский части России. Эйфория!
34. Камни, водоросли, заааапах. Вокруг плавают медузы и переливаются электрическим светом как неоновые.
37. Рядом старые траншеи.
38. Пейзажи просто фантастические. Фотографией этого не передать. Ну или моего мастерства не достаточно, чтобы передать эту красоту.
39. Ветер там просто адский. Зато удобно сушить палатки.
40. Палатка - воздушный змей
41. Проезжаем мимо Вайдай-Губы и поражаемся как можно так все засрать.
42. Вайдай-Губа
43. Время от времени встречаются такие вот камни с цифрами.
44. Добираемся до мертвого поселка Скобеевский
45. Запустение
47. А дитю нравится
48. Выезжаем обратно на дорожку и едем в сторону Зубовки
49. По пути заезжаем на живописный водопад
51. Ванна с кристально чистой водой, куда так и хочется окунуться. Но вода там нереально ледяная.
52. Набираем несколько бутылок с собой.
54. Проезжаем через горные реки
55. И опять виды
56. Красные поля из ягод
57. У меня получается двигаться несколько быстрее. Как заканчивается куркума и выходим на более менее приличную по местным меркам дорогу, останавливаюсь ждать Леху.
58. И тут наступает счастье. Песчаная, абсолютно ровная дорога, после куркумы. Отрываемся по полной программе.
59. Прозвали эту возвышенность песчаным вулканом.
60. Впереди пляж, которому не хватает только пальм.
61. Дорога опять становится триальной.
62. Еще немного триала и мы выбираемся на этот самый пляж.
63. Опять отрываемся, разгоняя свои машины.
64. И дурачимся крутя пятаки.
65. Леха пытается купаться, но получилось не очень=) Долго бежал вперед, а все мелко. Быстро стало очень холодно и бегом обратно к машине=)
66. Теперь нужно попытаться добраться до Мурманска. Пока останавливаемся в ожидании Лехи, чтобы заправиться, замечаем северных оленей. Так вот они какие.
67. А вот и бегемот подоспел, плюхаясь в лужу.
Но надежда добраться до Мурманска таяла на глазах. Дорога лучше не становилась. Уже в темноте добираемся до Среднего и топим по грейдеру в восточной части полуострова. Не выдержав вибраций, у меня отваливается глушитель. Встаем на ночь опять на озере Яухоноканъярви.
69. Сутра выдвинулись в Мурманск, где опять остановились в гостинице. Двигаться куда то дальше сил не было. Обожаю эти пейзажи.
70. Уже на подъездах к асфальту замечаем, как Лехин бампер продолжает страдать.
71. Сутра выдвигаемся опять на длинный перегон до Медвежьегорска. На мурманской трассе кстати немало карманов с эстакадами. Пытаемся что-нибудь сделать с глушителем, так как уши уже начинает давно закладывать. Но все бесполезно, поможет только сварка и новые трубы. Откладываем это дело до Москвы и продолжаем мучать свои уши и пугать прохожих в деревнях.