Акведук италия. Акведук – это римская задумка, воплощенная во всем мире
Удивительные творения, которые создавали люди, украшают нашу планету не одно тысячелетие и они не единожды выдерживали напоры стихий. Они вдохновляют не только меня, но и многих художников и туристов. Акведук что это такое? Строение, что было создано исключительно людьми или все-таки они использовали специальную технику? Именно эту темы мы и обсудим сегодня.
Обратим внимание на это строение и мы. Конечно же, я не являюсь древнеримским архитектором, и даже не мастером по вопросам строительства подобных сооружений. Однако, мне стало интересно, как, к примеру, могли реализоваться такие строительства. Это вообще осуществимо?
Акведук — что это такое
Пожалуй, сначала обратим внимание на то, что является отправной точкой для любого строительство: цель. Википедия говорит нам, что древние акведуки aqueduct сооружались, чтобы обеспечить город .
акведук под землей - фото римского подземного акведука
Именно так она доставлялась (самотёком) в город, для потока воды создавалось искусственное русло.
Чтобы выполнить эту задачу строители должны были обладать многими знаниями и умениями:
- хорошо ориентироваться в местности,
- знать все грунтовые воды,
- уметь измерить не только длину, но и превышение рельефных точек на местности (найти правильные решения высотных задач).
Если посмотреть на существующие сооружения можно прийти к выводу, что ученые и архитекторы, что жили в те времена, нашли правильное решение поставленных задач, и их цель была достигнута. Чтобы создать необходимый уклон для водного потока, нужно было найти место для прокладывания тоннелей, и там, где не образовывались овраги, и менялось русло реки, нужно было его поднять над местностью, соорудив для этой цели акведуки.
Как вы считаете, римляне первыми придумали и соорудили акведуки? Справедливости ради необходимо отметить, что такие сооружения еще раньше возводили архитекторы дневного востока. Но, если брать во внимание масштабность проектов, то с римлянами не мог сравниться никто.
Акведук – не является всем водопроводом, это только его наземная часть, главные архитектурные и строительные секреты скрыты под водой.
Древний Рим и известный акведук Пон-дю-Гар
Давайте более детально рассмотрим схему расположения римского акведука. Самой казалось невыполнимой задачей, было провести воду над руслом реки Гар. Для этого был возведен акведук, длина нижнего яруса которого составляла больше 140 метров. Вы когда-либо видели Пон-дю-Гар в реальной жизни? Если да, то непременно обратили внимание, что грунт в месте его строительства был скальной породы. Благодаря этому сооружение смогло выстоять, несмотря на большие нагрузки.
акведук фото
Сегодня перед созданием проектов мостов, учитывается, что в будущем, из-за паводков может увеличится привычный уровень воды. Паводки могут случится раз в сотню лет, а то и чаще. В связи с тем, что раньше в реках было больше воды, то задача обеспечения ее пропуска стояла на первом месте. Именно это становится причиной того, что мы часто можем увидеть арки, которыми перекрыты практически все речные поймы.
А вы знаете, почему в древние времена именно арочные конструкции использовались для перекрытия? Ответы жду в комментариях.
Мне кажется, что материалы, из которых строились сами арки в таких конструкциях, работают исключительно на сжатии. И камень идеально справлялся с такими задачами. Именно благодаря аркам акведуки выглядели более изящно. Помимо этого, акведук пон-дю-гар имел множество ярусов, что не только делает его внешние характеристики более красивыми, но и прибавляет устойчивости всей конструкции.
А вы знаете какие еще сооружения древних римлян не имеют аналогов в архитектуре? Конечно, это — Триумфальная арка. Римляне возводили арки, чтобы прославить и увековечить в камне величественные победи своих правителей. Через главные их пролеты, под крики ликующего народа, победители въезжали в город на колесницах, держа в руках трофеи, а за ними следом шли захваченные пленники.
Ростокинский акведук
Вы считаете, что в Москве можно отправиться только на Красную площадь или пойти погулять в ВДНХ? Ошибаетесь! Если вы отправитесь в этот город на выходные, обязательно посетите Ростокинский акведук. Видео этой московской достопримечательности идет ниже:
Он является архитектурной памяткой, которая хранит в себе двухсотлетнюю историю, это единственный участок Мытищинского водовода, что сегодня сохранился. Немногие знают, что был он возведен во время правления Екатерины II. Еще одно название акведука — Миллионный мост? Как вы думаете почему? Все гениальное – просто. На его постройку из государственного бюджета было потрачено больше миллиона рублей.
Назван акведук в честь одноименной деревни Ростокино, что в переводе значит «раздвоен на несколько потоков», ведь все селяне жили по двум берегам реки.
Акведуки древнего Рима и акведук Клавдия
Если возведение акведуков началось в Риме, необходимо более детально остановиться на их рассмотрении. В древние времена городское население превышало миллиона жителей, поэтому и возникла неразрешенная проблема в снабжении города водой, которую можно было использовать не только для питья и приготовления пищи, но и других технических целей. Здесь необходимо также обратить внимание на желание правителей города создать комфортный для жизни город, в те годы также становились более популярными римские термы бани. Естественно, можно было использовать воду из колодца, но в связи с ростом потребления, необходимо было придумать как напрямую подвести ее из горных источников.
Первый римский акведук был возведен уже в IV веке по н.э. а уже через век их соорудили их больше 10. Уже через 2 века был возведен популярный и известный на весь мир акведук Клавдия, высотой в 27 метров он был значительно короче старого аналога Марция. Так, существенно (на 30 км) сократить расстояние удалось благодаря созданию систем тоннелей и мостов.
Виадук — что это такое
Готовясь по данной теме, я прочитал немало литературы, и столкнулся, что во многих сайтах эти два слова используются как синонимы, но это грубая лексическая ошибка, ведь это идентично, что утверждать, что яблоко – это груша.
Виадук - мост, который соединяет две местности с идентичным ландшафтным уровнем. Чаще всего такие пролёты прокладывают через речку или другие моментальные углубления в плоской поверхности (к примеру, это может быть овраг или ущелье).
Акведук - является водоводом (каналом, трубой) для того, чтобы вода подавалсь к населённому пункту. Если рассмотреть этот термин с другом стороны – это часть водовода, что имеет форму моста. Сооружения по своей структуре аналогичны виадукам, но они отличаются тем, что первые использовали для поставки воды, а другие, чтобы на их месте организовалась дорога или железнодорожные пути.
Мост акведук в Крыму
Не знаете куда отправиться летом, в Сочи или Крым? Хочу обратить ваше внимание, что в Севастополе есть уникальный акведук, который расположен прямо на реке Черная недалеко от деревни Черноречье. Вы когда-либо бывали там? Если нет, обязательно добавьте это место в свой список.
Акведук возвели в девятнадцатом веке, он вошел в состав одного из немногих водопроводов. Инициировал его строительство адмирал М.П. , а проектными разработками занялся инженер Джони Уптон. Акведук, который растянулся на 12 метров, сделан из известняка и по внешним характеристикам создан в соответствии со стилем античных архитектурных сооружений, отдаленно напоминая водоотводные сооружения, что возводились древними римлянами.
Акведук в Севастополе является живописным сооружением, которое дополняет некоторые пролеты с арочными сводами полукруглой формы, в верхней части расположился желоб, чтобы подавать воду. Водопровод выполнял свою прямую функции больше десятка лет, а потом во времена Крымской войны он был наполовину разрушен.
А как вы относитесь к архитектурным сооружениям? Вы удивляетесь их величием, вам нравится рассматривать каждую деталь, изучать историю, искать истину, или вы к этому равнодушны? Жду ваших комментариев.
Верю ли я, что акведуки могли построить люди без использования дополнительной техники? Наверное, да, хотя разум доказывает, что это практически невозможно. Но, существуют моменты, когда все-таки хочется поверить в то, что нереальное вполне может стать реальным. Простите за тавтологию, думаю, вы поняли, о чем я писал.
Спасибо за внимание, надеюсь, мы дали исчерпывающий ответ на вопрос — акведук что это такое! Всех, кому было интересно, приглашаю подписаться на , впереди много интересностей ждет нас, будем открывать планету вместе!
Текст — агент Q.
Вконтакте
Сайт строителя
Книга «Римский бетон». Глава Ⅲ Польза, прочность и красота.
Водоснабжение в Древнем Риме.
Строительство акведуков в Древнем Риме.
Акведуки - главное свидетельство величия Римской Империи.
ФронтинЭти слова принадлежат Сексту Юлию Фронтину (кон. I - нач. II в. н. э.), крупному государственному деятелю Древнего Рима, который был дважды консулом, удачно воевал в Британии и на старости лет получил титул «водного смотрителя». Заняв такой высокий пост, Фронтин, досконально изучивший все технико-экономические вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водопроводов, написал книгу «Водопроводы города Рима»! которая имела большое значение не только в эпоху Римской империи, но и в последующие века. Многие строительные элементы в римских водопроводах были выполнены из бетона.
Вода у греков и римлян, как и у многих более древних народов. Считалась чем-то божественным, одним из основных элементов мироздания. Вероятно, это поверие пришло с Ближнего Востока, где пресная вода всегда была большой ценностью. Там же на Ближнем Востоке задолго до возникновения древнеримского государства для сбора воды строились дамбы, плотины и каменные водоводы. В VII в. до н. э. близ древней Ниневии был выстроен большой водовод длиной 40 км. Для переброски его через долину реки ассирийцы построили каменный мост (акведук) с пятью сводчатыми арками, каждая пролетом 2,74 м. На протяжении 900 м он представлял собой открытый канал, проложенный в искусственном каменном ложе, шириной около 2,3 м. Возможно, это был один из первых акведуков, построенных людьми.
В Древнем Риме водопроводы начали строить в конце VI в. до н. э. Первый большой водопровод в Риме соорудил Аппий Клавдий, известный строитель Аппиевой дороги. Это событие произошло в 312 г. до н. э., в один и тот же год с открытием первой стратегической дороги. Относительно небольшой по протяженности водопровод длиной 16,5 км большей частью проходил под землей, начинаясь за городом от родника в каменоломнях и заканчивался у Тибра, по соседству с гаванью, куда бойкие подрядчики привозили из Египта мраморные и гранитные блоки. Его так и называли - Аппиевым.
Большинство водопроводов, как, впрочем, и храмов, театров, дорог и других ответственных и уникальных сооружений, получили свое название по имени своих строителей, точнее людей, которые финансировали строительство и отвечали за него. Ими обычно являлись высокопоставленные государственные цензоры, преторы, эдилы, а нередко консулы и сами императоры.
В 272 г. до н. э. был заложен второй водопровод в Риме, который был закончен через два года. Он снабжал столицу водой из речки Анио, расположенной в 70 км от города.
Водоснабжение Рима затруднялось из-за сильно пересеченной местности, так как город расположен на семи холмах, окруженных плоской территорией Кампании. Водоснабжение осуществлялось с помощью водоводов, которые в пределах города располагались на акведуках - специальных сооружениях в виде мостов (рис. 24). Водовод проходил поверху акведука и представлял собой канал в виде желоба, выполненный из камня, кирпича или бетона. При подходе водопровода к городу устраивались водонапорные башни, которые по принципу действия напоминали современные водонапорные сооружения, хотя и отличались от них распределительными системами для воды.
Третий водопровод в Риме - аква Марция - построен в 44 г. до н. э. Это уникальное для того времени гидротехническое сооружение послужило эталоном для более позднего римского строительства. В книгах древнеримских авторов водопровод Марция упоминается как значительная веха великих дней Республики. Особенно на трассе водопровода выделялся грандиозный акведук, поднявшийся почти на 60 м над уровнем Тибра. Общая протяженность водопровода достигала 91,3 км, из которой надземная часть составляла 11,82 км, а суточный дебит подаваемой воды равнялся 200 тыс. м 3 . Построен он был из красивого природного камня руками рабов - пленных греков и карфагенян.
Рис. 24. Акведуки близ Рима, пересекающие Виа Латина, реконструкции
Его водопропускное русло имело ширину 1,37-1,68 м, а высоту 2,44-2,75 м. К сожалению, этот водопровод с его замечательной аркадой акведука дошел до нас в жалких развалинах, тем более, что сам акведук несколько раз перестраивался. Так через 17 лет после окончания строительства по нему был проложен акведук Тэпула, а еще через 100 лет - акведук Джулия, где в качестве строительного материала уже были использованы кирпич и бетон.
Во времена императора Августа, когда в стране развернулись большие строительные работы, во главе их становится друг и зять императора - полководец Марк Випсаний Агриппа. Ему приписывается строительство многих сооружений, включая храмы, термы и водопроводы.
На территории стран всего мира порой встречаются изумительные конструкции, замысел строительства которых иногда сложно понять по их внешнему виду. Таков, например, акведук. Это массивное сооружение напоминает мост с высокими арками внизу. Однако это далеко не так.
Строительство этих сооружений началось задолго до появления современного водопровода. Еще в Древнем Риме, для того чтобы доставить воду из высоко расположенных водоемов на поля, в населенные пункты и другие необходимые места, строили акведуки. Синонимом данного слова в более узком его смысле служит термин "водовод".
Акведук - это сооружение над дорогой или другим препятствием для проведения воды по каналу или трубе. Как правило, материалом для строительства данного сооружения является камень, железо или бетон. Никакого особенного механизма для подачи воды не было: из водоема, находящегося высоко, под естественным углом жидкость стекала в необходимое место.
Следует отметить, что оросительные акведуки Древнего Рима, да и не только Рима, были открытыми. В то время как их водопроводные собратья строились с вентиляцией и полностью изолированными от внешнего воздействия. Такие конструкции можно встретить по всему миру: в Вене, Севастополе, Париже, Нью-Йорке и прочих мегаполисах и маленьких городах.
Самыми первыми являются римские акведуки. Быстрый рост населения города заставил архитекторов того времени склонить головы над чертежами и разработать проект сооружения, которое могло бы помочь обеспечить водой нужды людей. Всевозможные емкости, каналы и шлюзы, соединенные между собой, превратились в первый в мире водопровод. Вода в данные емкости поступала из горных источников, расположенных вблизи города. При этом, когда на пути стремительного потока встречалась дорога или же овраг, то строилось специальное арочное сооружение - акведук. Это архитектурное решение получило широкое распространение не только в империи, но и во всем мире.
Самым громадным строением данного типа в Риме считался акведук имени Клавдия. Нетрудно догадаться, что построен он был в честь императора с таким же именем. Возведение сооружения пришлось на 1 век нашей эры. Грубые камни и массивные блоки, из которых был возведен акведук, подарили ему мощь и силу. Благодаря этому многие ученые считали строение одним из самых удивительных сооружений на земле. Располагалось водопроводное звено на пересечении дорог, которые, как и следовало ожидать, вели в Рим. Первая - Виа Лабикана. Вторая - Виа Праенестина. Высота сооружения в 27 метров позволила создать громадные ворота, получившие название Порта Маджоре.
На территории современной России также существует акведук. Это строение расположено в Москве. Народное название данного чуда архитектуры - Миллионный мост. Оригинальное - Ростокинский акведук. Некогда он был самым длинным в России (356 метров) и строился в течение 25 лет. На данный процесс была израсходована колоссальная по тем временам сумма - более 1 миллиона рублей, отсюда и название - Миллионный мост. Построенный по в настоящее время акведук является пешеходной зоной - он полностью отреставрирован и увенчан крышей. Расположено строение в районе ВДНХ.
Французский департамент Гар (провинция Прованс, Франция) - одно из счастливейших мест, где сохранился акведук - древнеримский памятник. Называется он Гарский мост - Pont du Gard, который построен примерно в 19 столетии до н.э. Он изящно перекинулся через реку Гардон, прежде известную как Гар.
Древнеримские акведуки выполняли роль поставщиков воды для населения. Гидроэнергетические и системы орошения тоже получали подпитку от акведуков.
Их называют также водоводами. Каждый из них представляет собой мост, расположенный над рекой, дорой либо рвом. Достаточная ширина этих сооружений позволяла свободно проплывать под ними кораблям. Материалом для возведения античных строений служили камень, кирпич, железобетон, сталь. Архитекторы Древнего Рима в основании акведуков использовали столбы - каменные, чугунные или кирпичные и береговой устой, на котором размещаются трубы или кюветы. Чтобы сооружение было более устойчивым, опоры соединялись арками из камня.
Хотя древние римляне и гордились подобными инженерными устройствами, изобрели их первыми в Древнем Египте. Там акведуки возводились с применением известняка. Размеры их были поскромнее. И водовод, по которому шло снабжение водой города Ниневия, тогдашней столицы, составил в высоту - 10м, в длину - 300 м при общей протяженности акведука в 80 км.
Тем не менее уже в 7 в. до н.э. появились водоводы, выполненные в римском стиле. Через 11 из них длиной в общем около 350 км живительная влага текла в Рим. Самым протяженным считается акведук, расположенный в Карфагене, ныне современный Тунис, - его длина 141 км. Но основная их часть пролегала под землей. Примером может служить акведук Айфель (Германия). Это строение и сейчас можно увидеть возле Кельна, в который доставлялась вода по такому подземному водопроводу.
Акведуки Древнего Рима строились из современных по тому времени материалов, например водоустойчивого пуццоланового бетона. Но они были устроены слишком сложно, несмотря на точные параметры, заложенные в их конструкцию. К примеру, крен акведука Pont du Gard составляет лишь 34 см на 1 км, а его спуск - 17 м по откосной линии. И это при длине в 50 км. Такая конструкция позволяла оставаться акведукам современными и через 1 тыс. лет по прошествии, когда уже пала Римская империя.
А все потому, что вода доставлялась при помощи силы тяжести, что являлось чрезвычайно эффективным. И многое из опыта древнеримских строителей используется до сих пор. Хотя, к сожалению, подавляющая часть их практических знаний исчезла в далекие годы Темных войн. Лишь в 19 столетии сооружение акведуков возродилось.
По счастью, история сохранила потомкам следы творчества древнеримских инженеров. Путешественники и сегодня могут удивляться почти ювелирным очертаниям некоторых акведуков. Разбросанные по всему миру, они есть во многих нынешних странах. Парк акведуков в Италии и акведук Кейсарии - в Израиле, водоводы - Наска (Перу) и Хампи (Индия), а также акведук Les Ferreres в Испании. Вызывают восхищение подобные сооружения в Турции - Валента, в Испании - Сеговия.
Акведук (от лат. aqua - вода и duco - веду) - водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком в более узком значении называют часть водопровода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути. Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
РИМСКИЕ акведуки - один из шедевров античного инженерного искусства. Вот что о них писал в своей книге Секст Юлий Фронтин (35 - ок. 103 гг. н. э.), римский претор и смотритель акведуков: «Разве можно сравнить бестолковые пирамиды или бесполезные, хотя и известные, строения греков с этими столь необходимыми сооружениями, проводящими так много воды?». Заметим, что римляне не были первопроходцами в строительстве водопроводов. Еще ранее водопроводы использовались в таких древних государствах, как Ассирия, Египет, Индия и Персия.
Зачем были нужны акведуки?
Древние города обычно строились близ крупных водоемов, и Рим не был исключением. Первоначально воду брали из реки Тибр и ближайших к ней родников и колодцев. Однако с IV века до н. э. Рим стал быстро разрастаться, а вместе с ним росла и потребность в воде.
Так как водопровод был в домах лишь немногих людей, римляне построили сотни личных и общественных бань, называемых термами. Первую общественную баню в Риме снабжал водой Аква Вирго - акведук, открытый в 19 году до н. э. Он был построен Марком Агриппой, другом Цезаря Августа. На ремонт и расширение системы водоснабжения в Риме Агриппа потратил значительную часть своего немалого состояния.
Термы были центром общественной жизни. В самых больших из них размещались даже сады и библиотеки. Выходящая из терм вода текла непрерывным потоком прямо в канализацию, постоянно смывая туда и отходы из латрин, или уборных, которые примыкали к термам.
Их строительство и обслуживание
Римские акведуки… Возможно, в вашем представлении это массивные аркады, тянущиеся до самого горизонта. Но в действительности аркады составляли менее 20 процентов акведуков, бо?льшая часть которых пролегала под землей. Такая экономичная конструкция защищала акведуки от эрозии и не препятствовала земледелию и градостроительству. Например, протяженность Аква Марция, построенного в 140 году до н. э., была около 92 километров, однако его надземная часть - аркады - составляла всего 11 километров длины.
До начала строительства акведука инженеры оценивали воду предполагаемого источника: ее чистоту, скорость течения и вкус. Они также принимали в расчет состояние здоровья местных жителей, которые ее пили. Когда решение о строительстве принималось, землемеры планировали путь пролегания акведука, рассчитывали угол его наклона, а также длину, ширину и глубину водного канала. В качестве рабочей силы, очевидно, использовались рабы. На строительство акведука могли уходить годы, да и обходилось оно далеко не дешево, особенно если по проекту требовалось возведение аркад.
Основные части акведука
К тому же акведуки нужно было ремонтировать и защищать от повреждений. В одно время с этой целью в Риме было задействовано около 700 человек. При проектировании акведуков учитывали их дальнейший ремонт и обслуживание. Например, для доступа к подземным участкам делались люки и смотровые колодцы. А когда требовался капитальный ремонт, инженеры на время отводили воду от поврежденной части акведука.
Городские акведуки
К началу III века н. э. Рим снабжался водой из 11 крупных акведуков. Первый из них - Аква Аппия - был сооружен в 312 году до н. э. Относительно небольшой - протяженностью около 16 километров,- он почти полностью проходил под землей. Частично сохранившийся до наших дней Аква Клавдия длиной около 70 километров включал в себя около 10 километров аркад; некоторые из них достигали 27 метров в высоту.
Сколько воды доставляли акведуки в город? Огромное количество. Например, у Аква Марция, упомянутого ранее, пропускная способность составляла около 190 000 кубометров воды в день. Достигая городских районов, вода самотеком, под действием силы тяжести, поступала в водораспределительные резервуары, а затем в сеть трубопроводов. Через них вода шла в другие распределительные емкости или напрямую к потребителям. По некоторым подсчетам, система водоснабжения в Риме разрослась настолько, что на каждого жителя приходилось более кубометра воды в сутки!
«Акведуки появлялись везде, куда распространял свои владения Рим»,- говорится в книге, посвященной акведукам (Roman Aqueducts & Water Supply). И сегодня, путешествуя по Малой Азии, Франции, Испании и Северной Африке, люди все так же восхищаются этими шедеврами инженерного искусства.