Замок кастель дель монте в италии. Замок дель Монте (Castel del Monte)
Уникальный средневековый Кастель-дель-Монте является самым известным из многих замков, построенных в 13 веке в Италии Фридрихом II. Он занимался укреплением Адриатического побережья от вторжения. Замок на горе начал возводиться в начале века, вскоре после возвращения императора в королевство Сицилия из Германии. Фридрих усиливал северные прибрежные районы Сицилии. Следы его правления прослеживаются на Адриатике и Ионическом побережье. В Апулии он построил с нуля или восстановил крепости на горе Гаргано, в Монте-Сант-Анджело, Фьорентино в Лучера, в Мельфи, в Бари, в Барлетте, в Джоя-дель-Колле и других местах. Некоторые из них были на участках, укрепленных ранее нормандскими основателями королевства Сицилия. В целом, считая остров Сицилия, Калабрия и Апулия, Фредерик во время его правления построил или восстановил около двух десятков крепостей.
Уникальный средневековый замок на горе широко известен за пределами Италии благодаря своей уникальной восьмиугольной форме. Это одна из самых загадочных построек, выполненных по заказу Фридриха II. Замок, где, возможно, император никогда и не жил, но где, как ни парадоксально, воображение рисует его присутствие, предстает перед взором на высоте 540 метров над уровнем моря. В Кастель-дель-Монте ведет автомагистраль A16 Бари-Каноса, свернув с которой на трассу Андрия-Барлетта через 18 километров перед взором предстанет главная достопримечательность Апулии. Полное название замка — Санта-Мария-дель-Монте. Он был назван так в честь церкви, более ранней постройке, ныне утраченной.
История Кастель-дель-Монте
Возведение замка началось в 1240 и закончилось в 1249 году. Нет достаточных сведений о его изначальном предназначении. Вероятнее всего он замышлялся не как крепость. Отсутствуют типичные защитные сооружения, таких как рвы, разводные мосты, подземные проходы, позволяющие подтвердить гипотезу оборонительного назначения. Однако стены как внешнего, так и внутреннего периметров поражают своей толщиной в два с половиной метра. Есть некоторые свидетельства того, что замок был построен на месте более ранней нормандской крепости. В любом случае его расположение на горе, рядом с римской Траяновой дорогой, ведущей из Беневенто в Бриндизи, заполнило брешь в грандиозной цепи замков и крепостей, построенных Фридрихом. Да и расположение на вершине единственного высокого холма на огромной плоской равнине, несомненно, придает ему доминирующее значение.
Архитектурные особенности замка
С точки зрения архитектуры замок является одним из первых примеров готического стиля в Апулии. Это, однако, особая готика. Вся структура восьмиугольная. Замок построен в форме восьмиугольника с диагональю 56 метров, к каждому углу которого пристроены октагональные башни. Внутренний двор также является восьмиугольником. Вход обрамляет великолепный арочный портал. Главные ворота, поддерживаемые львами, обращены к морю на восток. Между внешними башнями находятся готические окна, обрамленные элегантными колоннами из розового мрамора с капителями. Окно над главным входом шире, чем с других сторон, и обрамлено узорами. На каждом из двух этажей замка располагаются по восемь больших комнат. Колонны из красного мрамора с коринфскими капителями расположены в углах комнат, поддерживая сводчатые потолки, украшенные узорным орнаментом. Широкие мраморные ступени ведут к окнам. Кое-где сохранились фрагменты подлинного мозаичного пола.
Загадка формы основания замка беспрерывно интерпретируется всевозможными эзотерическими, астрологическими и геометрическими теориями. Нумерология и магико-мистическая символика «восьмерки» в Кастель-дель-Монте не дает покоя любителям сверхъестественных теорий. Число 8 имеет светское, религиозное и мифологическое значение.
Возможный символизм в восьмиугольной архитектуре замка:
- перевернутый символ бесконечности;
- объединение божественной бесконечности и смертности человека;
- элемент последовательности чисел Фибоначчи;
- символ гармонии;
- число божественного правосудия;
- 8 ангелов, несущих арш в исламе;
- число направлений компаса;
- музыкальный интервал октава;
- буддийское колесо жизни с восемью спицами дхамма чакра;
- магическое небесное число;
- великая восьмерка из египетской мифологии огдоада;
Император Фридрих II Гогенштауфен
Удивительна фигура основателя замка. Будучи внуком Фридриха I Барбаросса, утонувшего в 1190 году во время своего третьего крестового похода в Палестину, сыном Генриха VI и его супруги Констанции, Фридрих стал королем Сицилии в возрасте 4 лет. У него было много времени, чтобы совершенствоваться в абсолютной монархии на своем пути к управлению Священной Римской империей. Будучи в официальных браках четыре раза и имея связи на стороне, он оставил миру не менее 20 потомков. Он был не типичным правителем: он свободно говорил на шести языках, включая арабский, на котором читал Коран, проявлял интерес к медицине, разбирался в философии, писал стихи и чтил науки.
Фридрих II (император Священной Римской империи)
Византийцы и норманны до него оставили великолепную церковную архитектуру в Апулии, а Фридрих II добавил к этому собор Альтамуры. Однако его настоящей слабостью было возведение замков, часть из которых эксплуатировалась в качестве охотничьих домиков. Он построил около 200 крепостей на юге Италии и на Сицилии, некоторые из которых были настолько большими, что больше походили на дворцы.
Оставленный без надлежащего ухода с восемнадцатого века, замок был опустошен, лишен мрамора и мебели, а в довершении всего служил в разные периоды убежищем для пастухов, бандитов и беженцев. В 1876 году, не дожидаясь окончательного разрушения, его выкупило итальянское правительство. Восстановительные работы велись параллельно с должными научно-исследовательскими исследованием, начиная с 1928 года до восьмидесятых годов прошлого века. За свою уникальность ЮНЕСКО включила в 1996 году Кастель-дель-Монте в список объектов всемирного наследия. Замок удостоился чести разместиться на итальянском евро-центе.
Режим работы замка
Открыт: с 9:00 до 18:30 — 1 октября по 31 марта, с 10:15 до 19:45 — с 1 апреля по 30 сентября. Закрыт для посещение с 25 декабря по 2 мая. Экскурсии стоят 2.5 евро (для студентов) и 5 евро (для взрослых).
Замок Кастель дель Монте, название которого переводится как «замок на горе», стоит в городе Андрия в итальянском регионе Апулия. Когда-то он носил имя Каструм Санкта Мария дель Монте, поскольку был построен на месте существовавшего ранее монастыря Святой Марии на Горе. Правда, к моменту возведения замка в середине 13-го века, от монастыря уже ничего не осталось.
Строительство замка было начато по приказу императора Священной Римской империи Фридриха II и длилось около десяти лет. Уже в 1250-м году мощное сооружение было готово, хотя внутренняя отделка продолжалась.
Имеющий форму правильного восьмиугольника Кастель дель Монте расположен в 16 км от города Андрия, в местечке, которое носит название Терра ди Бари – Земля Бари. По углам построены такие же восьмиугольные башни. Высота замка достигает 25-ти метров, длина стен – 16,5 метров, а ширина стен башен – 3,1 метра. Главный вход расположен на восточной стороне, а на западной есть запасной портал. Интересной особенностью замка является то, что две стороны боковой башни соприкасаются с одной из сторон главного здания.
Надо сказать, что двухэтажный Кастель дель Монте на самом деле не является замком в полном смысле этого слова, поскольку у него нет рва, валов и подъемного моста. Нет здесь и складских помещений, конюшен и отдельной кухни. Поэтому предназначение Кастель дель Монте до сих пор вызывает споры среди ученых. Общепризнанной является версия о том, что замок был охотничьей резиденцией императора Фридриха II. Правда, богато отделанные внутренние помещения заставляют ученых спорить дальше – уж слишком пышным и изящным было это убранство для охотничьего домика.
Внутри замок состоит из 16 помещений, по восемь на каждом этаже. Угловые башни занимают гардеробы, туалеты и винтовые лестницы, причем последние закручиваются не вправо, а влево. Интересно расположение замковых комнат: например, две комнаты первого этажа не имеют выходов во внутренний двор. Четыре комнаты имеют лишь одну дверь, а проходные залы – по 2-3 портала. Все комнаты второго этажа в течение всего года дважды в день освещаются солнечным светом, а комнаты первого этажа – только летом. Такая странная конструкция позволяет предположить, что Кастель дель Монте был своеобразным астрономическим прибором: верхняя его часть представляет собой гигантские солнечные часы, а первый этаж служит календарем, пространства которого равномерно освещаются на летний и зимний солнцеворот. И это еще одна неразгаданная загадка старинного замка, который местные жители называют «Короной Апулии».
Кастель дель Монте. Апулия.
Т.е. Замок на горе, был возведен в XIII веке императором Фридрихом II.
Это один из самых загадочных замков мира, полный тайн и символов.
Когда-то здесь возвышалась церковь Санта Мария-дель-Монте, от которой не осталось и следа, в 1240 году Фридрих II приказал построить на этом холме замок. Император умер в 1250 году, т.е. на строительство грандиозного замка отводилось всего 10 лет.
Кто был архитектором, по чьему проекту возвели массивное сооружение неизвестно, неизвестно также его предназначение.
Фридрих II находился в дружеских отношениях с Великим магистром тевтонов Германом фон Зальцем. В некоторых литературных источниках говорится о том, что и сам император достиг высших кругов посвящения и даже председательствовал «за круглым столом» в 1228 году, где собрались представители всех рыцарских орденов, как христианских, так и мусульманских.
Постройка замка явно не обошлась без влияния тамплиеров и является философской конструкций, материальным воплощением математических, астрономических и эзотерических знания.
В замке прослеживается четкая связь с цифрой 8.
В плане представляет собой восьмиугольники, расположенные на двух этажах.
Кастель дель Монте. Апулия.
Восьмиугольник – символическая фигура, переходное состояние между квадратом – символом земли и кругом – символом неба.
Углы восьмиугольника огибают башенки тоже с восьмью гранями, подобные тем, что строили тамплиеры.
Восемь трапециевидных комнат первого этажа идентичны восьми комнатам второго этажа, в башенках крутятся против часовой стрелки винтовые лестницы (хотя в других постройках того времени все лестницы строились по часовой стрелки).
Кастель дель Монте. Апулия.
Почти все комнаты имеют сообщающиеся двери и создают впечатления бесконечного лабиринта.
В замке нет ни спален, ни жилых комнат, ни кухни, ни комнат для прислуги.
Кастель дель Монте. Апулия.
Во внутреннем дворике находился восьмиугольный фонтан или бассейн, высеченный из цельного куска мрамора. По замыслу фонтан символизировал Святой Грааль и служил для обряда «слезы Господа», т.е. обряд «крещение в мудрости», который практиковали тамплиеры. Под фонтаном находилась огромная цистерна для сбора дождевой воды, также в нее шла вода из пяти других цистерн, находившихся под пятью из восьми башен. Цистерны были объединены в гидросистему и использовались для канализации. Это один из старейших образцов средневековой канализации, сохранившейся до наших дней.
Детали интерьера продолжают тему восьмерок: 8 четырёхлистных цветков на правом карнизе тимпана портала и 8 таких же - на левом; 8 листьев на капителях всех колонн; 8 листьев на ключе свода. В разных залах имеются украшения из 8 листьев подсолнечника, 8 листьев аканта или инжира.
Число 8 - особое. Это символ бесконечности и посредник между небом и землёй.
Если следовать этой версии, то совсем не замок, а храм тайных знаний с главным входом, похожим на церковный портал и повернутый на восток на встречу восходящему солнцу.
Положение солнце вообще играет важную роль в конструкции замка, так в полдень в день осененного равноденствия стены внутреннего дворика отбрасывают тень точно равную длине двора, а в дни зимнего и летнего солнцестояний возникают идеальные прямоугольники, обрисовывающие стены замка так, что сам он оказывается точно в центре.
Завершают картину два льва, сидящие на колоннах у входа и смотрящие на горизонт в те точки, где восходит солнце в летнее и зимнее солнцестояние.
Если не увлекаться эзотерической версией, то можно вспомнить, что Фридрих II был большим любителем соколиной охоты и даже написал книгу с собственными иллюстрациями, посвященную орнитологии и охоте на птиц, первый научный труд в этой области времен Средневековья.
Император любил охотиться в этих местах, и Кастель дель Монте мог быть охотничьим замком, который использовали также для торжественных событий. Например, свадьбы его дочери Виоланты с графом Казерты Риккардо Сансеверино.
Кастель дель Монте. Апулия.
Многие века оставался заброшенным. В 1876 году замок купило государство, его отреставрировали и привели в порядок. В 1996 году был внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
И теперь каждый желающий может полюбоваться на , замок похожий по форме на корону, в которой короновался Фридрих II и находящийся в абсолютно стратегически невыгодном положении среди открытого пространства.
На планете существует немало красивых мест, пользующихся повышенным вниманием туристов. Юг Италии известен на весь мир незаурядной архитектурой, и восточный регион Апулии не является исключением. Многие сооружения вызывают интерес не только оригинальными конструкциями. Здания, предназначение которых остается для потомков большой загадкой, становятся предметом обсуждения туристов и объектом многолетних исследований ученых.
Бари: достопримечательности Средневековья
Столица региона знаменита религиозными памятниками. Николая с мироточащими мощами Николая Чудотворца, церковь Святого Сабина - главные достопримечательности древнего города. Вокруг Бари располагаются средневековые исторические памятники, на которые приезжают любоваться туристы из всех уголков мира.
Известнейшим сооружением является замок Кастель-дель-Монте, названный самым таинственным строением Европы. Правильный восьмиугольник, буквально пропитанный символизмом, бередит умы специалистов.
Противоречивая личность владельца замка
Чтобы разобраться в архитектурных особенностях капитального сооружения, необходимо познакомиться с его владельцем - человеком неоднозначным и вызывающим у историков разные чувства.
Противоречивая личность императора Фридриха II Гогенштауфена вызывала множество споров и мнений. Известно, что его жестокость и жажда власти не знали границ. За отсутствие религиозных чувств он был отлучен от церкви, что не помешало ему победить в Крестовом походе.
Вернувший христианскому миру Иерусалим император считался очень образованным человеком. В сохранившемся старинном документе описывается указ Фридриха II о начале масштабного строительства замка близ монастыря Санта-Мария-дель-Монте. На высоком холме начались работы в начале 1240 года, продолжавшиеся около десяти лет.
Судьба исторического памятника
Считается, что сам император принимал участие в разработке грандиозного проекта Кастель-дель-Монте, но документальных свидетельств проживания его в своем детище не обнаружено. После смерти венценосной особы замок по наследству отошел сыновьям, но через какое-то время он был заброшен и служил приютом местным пастухам. После неоднократных актов вандализма в 1876 году его взяло под охрану государство.
Существует легенда, гласящая, что властный император не умер в 1250 году, а просто скрылся от всего мира, планируя реформировать церковь и установить на земле мир.
Загадки, у которых пока нет ответов
Не все ученые согласны с датой начала возведения Кастель-дель-Монте. Известно о серьезных финансовых затруднениях в 1239 году, из-за которых строительство других крепостей в империи было приостановлено. Это одна из первых загадок, над которой по сей день работают специалисты.
Вторая, касающаяся истинного предназначения монументального строения, мучает всех исследователей-историков. Существует официальная версия, по которой сооружение изначально строилось как резиденция для любящего соколиную охоту императора. Однако винтовые лестницы внутри замка закручены влево, против часовой стрелки, совсем в ином направлении, чем это было принято. В огромном помещении нет даже намека на комнаты для припасов, слуг, конюшен, а внутреннее убранство чересчур роскошно для охотничьего домика.
Замок или нечто иное?
Расположенный на высоком холме восьмиугольник, на углах которого находятся башни, не похож на остальные замки. У него нет обязательного подъемного моста, вала и рва, а главный вход выполнен в виде портала готического храма, обращенного на восток.
Архитектурное творение, представляющее собой двухэтажную конструкцию с плоской крышей, в 1999 году было внесено ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
Символичность восьмерки
Восьмиугольный план постройки, расположенной в городе Бари, достопримечательности которого известны всему миру, сделал строение знаменитым. Несмотря на то что здание выглядит устрашающе, оборонительным сооружением оно никогда не являлось. Восемь трапециевидных помещений первого этажа, не предназначенных для приема гостей, и такое же количество комнат на втором, угловые башенки с восемью гранями полны сюрпризов. Символичное число повторяется в архитектурных деталях огромное количество раз.
Во внутреннем дворике когда-то располагался мраморный бассейн, символизирующий Святой Грааль. Не надо говорить, что и он имел восьмиугольную форму. А под ним находились цистерны с водой, объединенные в специальную гидросистему - старейшую канализацию Средневековья.
Интерьер Кастель-дель-Монте удивляет: все его детали продолжают тему восьмерки - символической фигуры бесконечности, считающейся переходом от земли к небу.
Календарь и солнечные часы
Главной особенностью исторического памятника является его способность показывать время. Первый этаж - это своеобразный календарь, отсчитывающий время. В каждое помещение второго этажа прямой солнечный свет проникает два раза в сутки на протяжении всего года (для комнат на первом этаже это справедливо только летом), превращая сооружение в гигантские солнечные часы.
В полдень осеннего равноденствия массивные стены замка отбрасывают тень, которая равняется длине внутреннего дворика. Постепенно она удлиняется, пока не «вмещает» в себя сооружение целиком.
Место для проведения оккультных ритуалов?
Царство геометрии, нумерологии, всевозможных тайных знаков, скорее всего, служило местом встречи сообществ, проводивших оккультные обряды, или астрономической обсерваторией, в которой занимались алхимией. В свиту Фридриха II входил известный астролог и маг Микеле Ското, имя которого упомянул Данте в своем произведении, описывая ад колдунов.
Не обошлась без влияния тамплиеров постройка Кастель-дель-Монте. Каменная корона Апулии, как еще называют загадочный шедевр мировой архитектуры, явилась материальным воплощением эзотерических, астрономических и математических знаний.
Цитадель тайных знаний
Национальный памятник обожают туристы, восхищающиеся оригинальным каменным произведением, которому нет аналогов. Приезжающие на юг Италии путешественники непременно посещают ставший легендарным замок, изображение которого чеканится правительством страны на мелких монетах. Величественное здание не спешит выдавать все секреты, но тем и интереснее заглянуть в цитадель тайных знаний.
Замок дель Монте (Castel del Monte) одиноко возвышается на уединенном холме Западной Мурдже в пустынной местности города Андрия провинции Бари, на высоте 560 метров над уровнем моря. Современное название замковый комплекс получил лишь в конце XV века, первоначальное название не сохранилось. Назван замок Кастель дель Монте был в честь одноименного старинного поселения у подножия холма, на котором находился небольшой монастырь Санта-Мария-дель-Монте. Часто местные жители Андрии называют его «Короной Апулии».
Средневековье ― огромный исторический период, связанный с масштабными событиями и значительными изменениями во всех сферах жизни, как отдельных государств, так и целых наций Европы и Азии. Это время падения Римской империи и начавшегося вслед за этим Великого переселения народов, которое в дальнейшем, на протяжении многих веков, будет служить благодатной почвой для возникновения бесчисленных культурных, языковых и религиозных конфликтов между германскими и романскими народами, ранее проживавшими на территории некогда единой империи. «Темные века» как небезосновательно назовет эту эпоху знаменитый итальянский поэт Петрарка, несмотря на глобальные потрясения, без которых в истории своего развития не обходилась еще ни одна цивилизация, станет и временем великих преобразований.
Как никогда ранее, церковь в лице Папы Римского обретет небывалую власть и могущество, с которой придется считаться всем, от обитателей глухих поселений и жителей просвещенных городов до монархов и королей. Это время расцвета идеалов монашества и безграничной власти инквизиции, сеющей одинаковый ужас в души, и закоренелых еретиков, и самых набожных прихожан. Время рыцарства и непрекращающихся столкновений, когда христиане проливали кровь друг друга в постоянных междоусобных войнах, и время Великих крестовых походов, когда на полях сражений в борьбе за священный Иерусалим не меньше проливалось крови мусульман и крестоносцев.
Безусловно, чтобы получить даже приблизительное представление о Средневековье, занявшем в истории человечества без малого девять веков, потребуется знакомство с куда более обширными сведениями. Но и упоминание этих нескольких знаковых событий позволяет получить представление о времени и условиях, в которых был построен во многом загадочный и по-своему уникальный замок Кастель-дель-Монте. А для того чтобы лучше разобраться в особенностях архитектуры замка или его истинном предназначении, а возможно, и попробовать найти разгадки на некоторые тайны, которыми щедро окутан Кастель-дель-Монте, стоит обратить внимание и на непосредственного владельца замка, личность которого представляется настолько же колоритной, насколько и противоречивой.
Об этом человеке, чье властолюбие и жестокость не знали границ, можно рассказать многое, но и упоминание лишь одного факта из его бурной жизни дает весьма четкое и наглядное представление о неоднозначном характере и нраве этой личности. Так, никогда не питая глубоких религиозных чувств и всячески оттягивая свое участие в очередном Крестовом походе, этому человеку все же удалось добиться, казалось бы, невозможного ― быть отлученным от церкви и, несмотря на папскую анафему, одержать победу в Крестовом походе и вернуть христианскому миру Иерусалим. Речь идет ни о ком другом, как об императоре Священной Римской империи, правителе Германии, короле Сицилии и Иерусалима Фридрихе II Гогенштауфене.
Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен ( нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое …
…pro castro quod apud Sanctam Mariam de Monte fieri volumus…
(для замка, который мы хотим возвести рядом с церквью Св. Марии на холме).
Впрочем далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду — начало строительства или какие-то финальные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг . - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.
В качестве места для будущего строительства очередного замка Фридрих II выбирает Апулию, регион, входящий в тот период в состав Сицилийского Королевства (ныне регион провинции Бари на юге Италии), где он, собственно, вырос и прожил все свое детство и юность. Согласно бытующему преданию, Castel del Monte (от итал. «замок на горе» или «замок горы») был построен на месте руин покинутого монастыря Святой Марии, а точнее, на небольшом возвышении в виде холма, расположенного посреди безлюдной равнинной местности (в 16 км от города Андрия), позже получившей название Terra di Bari. Отсюда и происхождение первоначального названия замка Сastrum Santa Maria de Monte, которое сохранялось за ним на протяжении долгого времени.
Начало строительства замка приходится на 1240 год, а окончание работ датируется 1250 годом, то есть по странному (а возможно, и чисто случайному) совпадению завершение Кастель-дель-Монте совпало с годом смерти Фридриха II. Что, даже отбросив напускную таинственность, невольно наводит на мысль о некой символичности, ведь следом за кончиной императора вскоре исчезнет и весь дом Гогенштауфенов. А одним из самых ярких напоминаний о великой династии южногерманских королей и императоров Священной Римской империи остается как раз таки замок Кастель-дель-Монте, неизменно возвышающийся над равнинной местностью Апулии на протяжении вот уже почти 800 лет.
Согласно сохранившимся письменным свидетельствам известно, что Фридрих II отдавал предпочтение возведению объектов и сооружений исключительно военного назначения. Поэтому неудивительно, что за время своего правления он успел отстроить более 200 замков и крепостей и при этом был упомянут в качестве основателя только одной церкви в Альтамуре. О страсти императора к оборонным укреплениям даже ходили легенды, будто придворные вельможи порой умоляли своего правителя сделать, наконец, перерыв и не строить такое количество новых замков. Но объяснить подобное жертвование духовными потребностями своего народа в угоду чисто практических военных целей нетрудно, достаточно лишь вспомнить о непростых и непримиримых взаимоотношениях между императором и Римским Папой.
В те времена Папская область во что бы то ни стало стремилась обезопасить себя и свои владения от посягательств Священной Римской империи, и поэтому между каждым новоизбранным папой и императором всегда сохранялись крайне напряженные отношения. И даже первое и второе отлучения от церкви Фридриха II (в 1227 и 1239 гг.) и прозвище «настоящего антихриста», крепко закрепившееся за императором, едва ли способны показать ту враждебность и ненависть, которую питали друг к другу, пожалуй, на тот момент два самых могущественных правителя католического мира. Поэтому борьба Фридриха II и папы Григория IX за центральную часть Италии, со временем переросшая в открытое и ожесточенное противостояние, просто не могла не отразиться на политике, проводимой императором. Тем загадочней на фоне постоянных войн и восстаний, которые вел и подавлял Фридрих II, выглядит его задумка строительства замка Кастель-дель-Монте, который, по сути, ни замком, ни крепостью не является.
За основу двухэтажного строения Кастель-дель-Монте была взята совершенно нестандартная форма правильного восьмиугольника, благодаря которой замок и остается единственным фортификационным сооружением с такой необычной планировкой. Причем среди всех средневековых замков Западной Европы. Что, собственно, затрудняет, а нередко и ставит в тупик современных исследователей, занятых поиском достоверных аналогов, которые в XIII веке могли бы вдохновить Фридриха II на строительство столь необычного для своей эпохи сооружения. Но зная о хорошем знакомстве императора с менталитетом восточных людей (особенно сарацинов), его терпимости к чужим культурам и религиям и о его крайнем свободомыслии, можно предположить, что прообразы будущего Кастель-дель-Монте могли быть позаимствованы Фридрихом II из мусульманского мира, во время его Крестового похода на Святую землю.
С этой версией часто связывают мечеть Купол Скалы, построенную в Иерусалиме еще в VII веке н.э. и также имеющую форму восьмиугольника. Возвращаясь к замку, стоит обратить внимание, что помимо восьмиугольных стен высотой 25 метров к каждому из углов замка примыкают восьмиугольные башни, чьи вершины возвышаются над землей немного выше — на 26 метров. Как легко заметить, число углов и, соответственно, башен Кастель-дель-Монте равняется восьми, но и на каждом из двух этажей замка располагается по восемь одинаковых залов, а присмотревшись к украшениям помещений, можно обнаружить еще и частое восьмикратное повторение деталей внутреннего орнамента.
И словно этого повторения цифры 8 показалось малым, внутренний двор замка, который вполне мог иметь форму круга или квадрата, также представляет собой все тот же восьмиугольник. Отсюда и неудивительно возникновение прочной ассоциации замка Кастель-дель-Монте с таинственной цифрой 8, которая постоянно служит объектом повышенного интереса и историков, и приверженцев нумерологии, и обычных любителей тайн и загадок.
Из-за своей внешней схожести замок Кастель-дель-Монте часто называют «короной Апулии». И в самом деле, это сравнение представляется справедливым, и не только благодаря внешнему подобию, но и потому, что Фридрих II носил именно восьмиконечную корону. Так что замок и его характерная форма могли служить в качестве символа власти императора, которую тот пожелал запечатлеть «в камне». Строго говоря, при строительстве замка были использованы только известняк (основа) и мрамор (колонны, отделка окон и порталов), но это нисколько не нарушает версию замка-символа, а скорее даже наоборот, только лишний раз подтверждает ее. Мрамор как строительный материал, бесспорно, обладает массой достоинств, но едва ли подходит для возведения таких мощных оборонных укреплений, как замки, крепости или форты.
Таким образом, происхождение цифры 8 во многом связывают непосредственно с архитектурой замка Кастель-дель-Монте. Правда, существуют и другие предположения, ведь эту же цифру можно увидеть и в украшенном восемью лепестками перстне Фридриха II, а заглянув в историю различных культур и учений, можно еще и найти собственное толкование символизма цифры 8, как олицетворение власти, богатства, успеха или удачи. Но оставим, наконец, цифры и перейдем непосредственно к особенностям обустройства замка, который с равным успехом можно было бы назвать охотничьей резиденцией, памятником, своеобразной обсерваторией или даже культовым сооружением.
При строительстве фортификационных сооружений эпохи Средневековья первостепенное значение всегда уделялось способности замка или крепости противостоять любым атакам и их возможностям выдерживать длительные осады. Но, обратившись к истории Кастель-дель-Монте, можно обнаружить странную особенность ― вокруг замка никогда не копались рвы и даже не насыпались земляные валы. Помимо этого, в замке не найти складских помещений, где в случае осады следовало бы сберегать запасы продовольствия. С другой стороны, присмотревшись к замку, наравне с небольшими окнами можно заметить и узкие щели бойниц, устроенных по периметру всех башен. Значит, тот немногочисленный гарнизон, который мог бы разместиться во внутренних помещениях, все-таки мог рассчитывать на хоть какое-то преимущество (помимо внушительных стен) во время обороны замка. Но тогда становится совершенно непонятно, почему винтовые лестницы в башнях Кастель-дель-Монте закручены «не в ту сторону». Согласно одному из правил «замкостроительства», винтовые лестницы должны подниматься с этажа на этаж по направлению часовой стрелки.
Это обеспечивает защитникам замков более выгодное положение, так как атакующим солдатам приходится подниматься по лестнице и при этом вести бой в неудобной позиции. А дело все в том, что солдаты, идущие на штурм замка, лишаются возможности наносить наиболее сильные удары своим основным оружием ― мечами, ведь для этого требуется размахнуться справа налево, в то время как солдаты, защищающие замок, благодаря закрученности лестницы и более высокому на ней положению будут постоянно находиться несколько правее. Так что нестандартное (против часовой стрелки) направление винтовых лестниц Кастель-дель-Монте получило бы хоть какое-то оправдание, только если бы замок осаждали войска, состоящие исключительно из левшей. Или, что более очевидно, Фридрих II таким способом лишний раз подчеркнул необоронное предназначение замка.
Среди увлечений императора особое место занимала соколиная охота, которой он посвящал немало своего свободного времени. И на основе собственных наблюдений и экспериментов Фридрих II даже написал трактат «Искусство охоты с птицами». Так, исходя из страсти императора к охоте, возникает предположение о возведении Кастель-дель-Монте в качестве охотничьей резиденции. Но под сомнение подобную мысль ставят крайняя роскошь и непомерное богатство внутренней обстановки, которой мог похвастаться замок к моменту своего завершения. Еще одно назначение Кастель-дель-Монте связывают с особенностями ориентации его входов и окон по сторонам света.
Главные ворота замка выходят точно на восток, а запасные расположены строго в противоположном — западном - направлении. Что касается окон, как внешних, так выходящих во внутренний двор, то они обустроены таким образом, что помещения второго этажа освещаются прямым солнечным светом в течение всего года, а восемь залов первого этажа именно во время летнего и зимнего солнцестояния получают естественное и, что интересно, абсолютно равномерное освещение. Отсюда родилась версия о замке как средневековой обсерватории или огромном астрономическом календаре.
Свой вклад в появлении на свет куда более сакральных причин строительства, а также и самого предназначения Кастель-дель-Монте делают сторонники оккультизма и мистицизма. Они придерживаются той точки зрения, что последователи каких-либо тайных учений или обществ, скрытых от глаз непосвященных (к которым мог бы принадлежать Фридрих II), использовали замок для проведения своих ритуальных или религиозных обрядов.
Прямых доказательств подобной версии, конечно, не найти, но многие туристы после посещения замка нередко указывают на те странные и необычные ощущения, что они испытывают, впервые оказавшись внутри Кастель-дель-Монте. Возможно, на людей производят впечатление массивность и внушительность сооружения или древность замка и его многовековая история, от которой поневоле должно захватывать дух. Но кто знает, не дает ли о себе знать некая таинственная энергетика, еще не утратившая своей силы и по-прежнему хранящаяся в стенах Кастель-дель-Монте?
Ну и в завершение лишь краткого знакомства с наиболее известным средневековым замком Италии, если все-таки отвлечься от потусторонних сил, стоит напомнить, что Кастель-дель-Монте вскоре после смерти Фридриха II послужит в качестве тюрьмы для его внуков. Затем, утратив былое значение и величие, после многочисленных разграблений замок лишится и прежнего блеска, и своей строгой красоты. На протяжении веков восьмиугольная крепость, памятник могущества рода Гогенштауфенов, охотничья резиденция императора, культоастрономическое сооружение станет убежищем, где местная знать будет искать спасения от эпидемий чумы, не раз вспыхивающих по всей Европе и добиравшихся до самых южных регионов Италии.
Примерно с XVII века замок постигнет незавидная участь быть покинутым и доживать свои последние дни в полном запустении. Но, к счастью, спустя почти 200 лет медленного и потому незаметного разрушения о заброшенном замке вновь вспомнят. В 1876 году следом за объединением Италии в единое государство в замке Кастель-дель-Монте начнутся реставрационные работы, а в 1996 году замок войдет в число исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия ЮНЕСКО. (whc.unesco.org/en/list/398)
И хотя сегодня замок Кастель-дель-Монте превратился в историческую и туристическую достопримечательность, он по-прежнему служит живым напоминаем целой династии Гогенштауфенов, подарившей миру таких великих правителей, как Конрад III, Фридрих I Барбаросса и Генрих VI.
В 1459 году крепость перешла во владения знатной итальянской семьи сеньора Ферранте Арагонского. А в 1656 замок в последний раз служил резиденцией для спасающихся от чумы знатных семей Италии, которая свирепствовала в городе Андрия. А уже через некоторое время Castel del Monte опустел и лишь в XIX веке превратился в дом пастухов, местных разбойников и мародеров. В этот период замок был разграблен, драгоценные мраморные материалы были содраны со стен, а богатые скульптуры проданы.
В 1876 году укрепление перешло во владения знатной семьи Carafa, которая занялась его восстановлением и реконструкцией.
В настоящее время замок Кастель дель Монте является памятником средневековой архитектуры и открыт для посещения всех желающих туристов.
источники
http://www.castlesguide.ru/italy/monte.html
http://www.allcastles.ru/italy/castel-del-monte
http://itlm.ru
Из замков именно Италии напомнил бы вам, а вот допустим английский тоже чем то похож на осмотренный сегодня. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -