Кто такой боцман на корабле. Значение слова «боцман
Есть на флоте должности, которые требуют профессиональных знаний и умений, которые даются только опытом, даже при наличии диплома о средне-техническом или даже высшем образовании. Ведь необходимо бывает не только правильно выполнить сложнейшие операции по техническому обслуживанию военно-морской техники, но и найти и устранить неисправность, возникшую в ходе работы. Причем, нередко условия для этого, прямо скажем, могут быть экстремальные – полная темнота, жесткий лимит времени, дым, недостаток воздуха, шторм – да, мало ли неожиданностей преподносит море.
Такие специалисты на корабле – на вес золота. Ни один командир не оставит свой корабль даже на несколько дней без своего, проверенного боцмана, радиометриста, акустика, турбиниста. А если еще такой специалист способен обучать и воспитывать подчиненных, передавать свой опыт молодежи, то про таких говорят – настоящий старшина команды, «Золотой запас»!
Главный боцман – самый главный старшина команды на корабле
Главный боцман подчиняется помощнику командира корабля. Он является прямым начальником личного состава боцманской команды, а на подводной лодке - команды рулевых-сигнальщиков и выполняет обязанности старшины команды.Все приказания главного боцмана, касающиеся соблюдения корабельных правил и поддержания внешнего вида корабля, использования подъемных устройств, а на подводных лодках - и содержания жилых и бытовых помещений корабля, береговой или плавучей базы, обязательны к исполнению мичманами, старшинами и матросами корабля.
Главный боцман отвечает:
- за содержание верхней палубы, надстроек и бортов корабля;
- за использование подъемных устройств корабля, их своевременную проверку и испытание;
- за содержание и использование швартовых кранцев;
- за обеспечение покрасочных работ на корабле.
Главный боцман обязан: знать устройство корабля, его основные тактико-технические характеристики, средства, обеспечивающие его непотопляемость и пожаробезопасность, средства защиты от оружия массового поражения; размещение личного состава на корабле; знать устройство, уметь эксплуатировать и содержать в исправности корабельные якорное, буксирное и погрузочные устройства; содержать в исправности и готовности к действию якоря, якорные цепи и их принадлежности, швартовые кранцы, наблюдать за укладкой якорных цепей и креплением жвака-галса; проверять состояние и укомплектованность корабельных шлюпок; уметь управлять катером и шлюпкой; принимать меры, предохраняющие помещения корабля от заливания водой через люки, двери и вентиляционные устройства; контролировать состояние и размещение спасательных средств и штормовых лееров; обеспечивать покрасочные работы на корабле; наблюдать за приведением в порядок и уборкой выходов на верхнюю палубу, верхней палубы и надстроек, следить за чистотой наружного борта и состоянием рангоута; при стоянке корабля на рейде (на якоре или бочке) ежедневно по окончании приборки обходить на катере (шлюпке) вокруг корабля для осмотра наружного борта, забортных трапов, выстрелов, якорной цепи.
За все эти обязанности боцману почет и уважение; он занимает место в мичманской кают-компании, аналогичное месту командира – в офицерской.
А еще боцман любит свой корабль, как мать любит свое дитя, холит и лелеет его. Делает все с любовью, поглядывая украдкой на соседний корабль – а не лучше ли он покрашен? А не новее ли трап с борта на сходни? Столь ли расторопны боцманята?
С настоящим боцманом не страшен ни выход «вслепую» из базы, ни провал на глубину, ни всплытие «под перископ» в штормовом океане – он «чувствует» корабль. Ловит любое его движение и тут же корректирует его, и стальная тысячетонная махина слушается. Настоящий боцман - «Золотой запас»!
Старшина команды
Корабельная организация представляет собой сложную многоуровневую систему, каждый из уровней замыкается на своего начальника.Как правило, имеет место деление и «по вертикали», и «по горизонтали» - по специальностям. Например, в состав штурманской боевой части входят две команды: рулевых-сигнальщиков и навигационная. Они имеют разные специальности, отвечают за разное штурманское вооружение, выполняют разные задачи по корабельным расписаниям. Возглавляют команды старшины.
Старшина команды подчиняется командиру группы (батареи, дивизиона, боевой части, начальнику службы), является прямым начальником личного состава команды и отвечает: за выполнение командой поставленных задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава команды; за эксплуатацию и состояние оружия и технических средств, находящихся в заведовании команды; за несение службы корабельных нарядов подчиненными и внутренний порядок в команде; за сохранность и исправное состояние имущества команды.
Старшина команды обязан: знать материальную часть заведования команды и руководить ее правильной эксплуатацией; обучать подчиненных эксплуатации оружия и технических средств команды и средств борьбы за живучесть, контролировать обучение матросов командирами отделений, выполнять требования безопасности при обращении с оружием и техническими средствами и при проведении корабельных работ; знать и докладывать командиру подразделения о состоянии оружия и технических средств команды, о всех просьбах, успехах и проступках подчиненных; контролировать ход производимого ремонтными организациями ремонта оружия и технических средств команды, и руководить ремонтом, выполняемым подчиненным личным составом; требовать от подчиненных соблюдения распорядка дня, формы одежды, корабельных правил, воспитывать у них организованность и аккуратность, примерность, правдивость, стремление к овладению техникой, любовь к кораблю и морской службе; постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные, немедленно докладывать командиру подразделения о всех происшествиях в команде; содержать в чистоте и порядке помещения, находящиеся в заведовании команды; заботиться о подчиненных и вникать в их нужды, контролировать своевременность получения личным составом положенного довольствия; контролировать очередность назначения матросов командирами отделений в корабельные и специальные наряды, осматривать перед разводом назначенный суточный наряд команды, инструктировать его, проверять знание им своих обязанностей и своевременно отправлять его на развод; руководить проведением утреннего осмотра и проводить вечернюю поверку (в море).
Старшина команды - лучший знаток своей специальности на корабле; он – первый советчик командира боевой части во всех вопросах, касающихся обслуживания материальной части оружия, вооружения и технических средств. Он – надежда и опора командира боевой части, а иногда – всего экипажа, когда необходимы точные и правильные действия, знание техники, технологических процессов, смекалка и опыт.
- Бо́цман (от нидерл. Bootsman):
Унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира, а также существующее в ВМФ и ВМС ряда современных государств. В Российском императорском флоте (РИФ) упразднено после Октябрьской революции.
Воинская должность военнослужащих унтер-офицерского состава корабельной службы в РИФ и во флотах ряда стран мира, а также военнослужащих старшинского и мичманского составов (до 1943 года - младшего командного состава) корабельной службы ВМФ СССР и ВМФ России. В составе экипажей крупных военных кораблей в большинстве случаев имеется боцманская команда, состоящая из нескольких боцманов под управлением главного боцмана как правило из мичманского или старшего унтер-офицерского (уорент-офицерского) состава. В РИФ до Октябрьской революции вместо главного боцмана существовало звание-должность старший боцман.
Должность на судах гражданского флота для специалистов младшего руководящего звена судовой команды.
Должность боцмана - это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и кроме того - производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину. При наличии на корабле боцманской команды, все боцманы из её состава, включая их начальника - старшего боцмана (главного боцмана), поочерёдно несут вахту. Находящийся на вахте боцман называется вахтенным боцманом. В его обязанности входит контроль за исправным состоянием такелажа, используемого для подъёма тяжестей. Во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорной стоянке проверяет готовность якорного оборудования и руководит процессом отдачи якоря, как только последует команда командира корабля. Наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При авральных работах старший боцман (главный боцман) находится на баке. Во время авральных работ, а также во время общего построения команды на верхней палубе, старший боцман (главный боцман) принимает обязанности вахтенного боцмана.
На торговых судах боцман следит за исправностью судовых спасательных средств, шлюпочного и якорного оборудования, а также за их работоспособностью. Руководит погрузкой тяжеловесных грузов и их креплением к палубе, распределяет между матросами работу и следит за её выполнением.
Залог успешной работы корабля – это слаженная, профессиональная и дисциплинированная команда. Неважно, о каком судне идет речь: гражданском или военном, крупном или мелком – всё зависит от людей. Чтобы команда работала слаженно и выполняла все указания вовремя, в свое время появилась должность боцмана.
Боцман и боцман береговой – в чем разница?
Профессия боцман зародилась ещё на парусных судах во времена великих географических открытий. На первых порах главной его обязанностью было проверка и поддержание работоспособности судна. Он нес ответственность за паруса, шлюпки, снасти. И постепенно перечень его обязанностей увеличивался, поэтому в скором времени боцман стал ответственным не только за корабль, но и за дисциплину, моральный климат в экипаже.
Более того, если речь шла о больших судах, то там имелась целая боцманская команда, во главе которой стоял старший боцман. Он координировал работу своих подчиненных, отслеживал наиболее значимые моменты и сообщал о важных изменениях или возникающих неисправностях капитану.
На сегодняшний день также существует профессия боцман береговой. Данный специалист является сотрудником порта и координирует деятельность причалов. Во многом он схож с классическим боцманом, только с тем исключением, что несет ответственность за корабль и его экипаж не в море, а на пристани.
Обязанности боцмана и боцмана берегового
Достаточно часто боцмана на корабле называют драконом. Во многом данное прозвище появилось из-за того, с какой дотошностью и тщательностью боцман проводит свои инспекции.
Также в перечень его обязанностей можно включить следующее:
координация деятельности матросов, распределение обязанностей;
организация и проведение мероприятий по обслуживанию корабля;
руководство ремонтными работами, приемка выполненных работ;
составление отчетности по материалам снабжения, создание заявок;
выявление и устранение дефектов;
работа с грузами.
А для того, чтобы выполнять все эти обязанности боцману необходимо знать:
принципы швартовки и буксировки;
правила использования устройств и оборудования;
способы проверки исправности цепей, блоков, крюков;
правила по определению максимальной грузоподъемности такелажных устройств;
правила работы с грузами различных характеристик и габаритов;
способы проведения реставрационных и ремонтных работ.
Береговой боцман – это родственная специальность, представитель которой работает в пристани. К списку его должностного функционала следует отнести:
обеспечение технического состояния причалов;
принятие необходимых мер безопасности;
проведение ремонтных работ;
осуществление приема и хранения шкиперского и другого имущества;
координация деятельности сотрудников порта.
Выполнение этого перечня обязанностей требует от боцмана берегового наличия следующих знаний:
принцип швартования судов;
принятая система сигналов;
разновидности такелажных работ;
особенности эксплуатации грузоподъемных механизмов;
особенности составления приходно-расходной документации;
основы плотничной, слесарной и малярной деятельности.
Требования к боцману и боцману береговому
Для того, чтобы работать в качестве боцмана необходимо иметь профильное образование, а также опыт работы либо на судне, либо на берегу в качестве матроса. Кроме того, представитель данной профессии должен пройти медицинское обследование на предмет отсутствия противопоказаний к работе.
Боцман для получения допуска к самостоятельной работе должен пройти стажировку и серию инструктажей по безопасной организации труда и подтвердить необходимый уровень знаний.
Где выучиться профессии боцман?
Любой матрос может дослужиться до боцмана, если будет показывать отличные результаты, а также пройдет дополнительное обучение.
Еще представителей данной профессии готовят в техникумах и колледжах морского транспорта. В этом случае, у будущих боцманов есть возможность еще в процессе обучения в рамках производственной практики пройти опыт работы на судне или же в порту. Зависит от того, какую из двух специальностей выбрал студент.
Разряды профессий боцман и боцман береговой
Стоит отметить, что обе специальности имеют только по одному квалификационному уровня, благодаря чему можно сделать вывод, что совершенствование внутри специальности будет мало возможным. За тем исключением, что боцман, который служит на судне, если работает в крупной компании, может достаточно часто менять типы кораблей и команды, поэтому ощущение новизны и неотточенных навыков будет достаточно долго с ним.
Перспективы карьерного роста
Во многом профессию боцман можно считать отличной стартовой площадкой для того, чтобы стать помощником капитана или даже капитаном, опять-таки, если заниматься получением необходимого образования. Данная должность позволяет не только изнутри постигнуть все процесс корабля, но и оттачивать навыки управленца и организатора.
Такая же ситуация и боцманов береговым. Его должность позволяет развивать себя в управленческом направлении.
Личностные качества боцмана и боцмана берегового
Работа боцманов требует определенного склада характера:
ответственность;
исполнительность;
внимательность;
дотошность;
скрупулезность;
умение наладить коммуникации;
организаторские навыки;
управленческие навыки.
Уровень заработной платы профессий боцман и боцман береговой
Величина оклада боцмана в среднем составляет 60 000 рублей, а может достигать 100 000 – 150 000 рублей. В это же время минимальная заработная плата боцмана берегового начинается в районе 20 000 рублей. Поэтому однозначных выводов по заработной плате сделать невозможно.
Плюсы и минусы профессий боцман и боцман береговой
В число положительных аспектов профессии можно включить:
возможность дослужиться до должности из звания матроса;
перспективы карьерного роста.
К числу минусов:
- Боцман воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми.
- Боцман (нидерл. bootsmann) воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, вс касающееся до вооружения корабля, компас, управление рулм и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа, употребляемого для подъма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдат якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке. Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана. После 1917 года звание боцмана было упразднено.
- Боцман(голл. bootsman, от boot лодка, судно и man человек) - специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса, такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу, наблюдение за порядком и чистотой на судне. По званию в ВМФ России это мичман или старшина. На крупных военных кораблях имеется один главный боцман и несколько боцманов. Их обязанности определяются Корабельным уставом.
Источники - Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия.19691978.
Словарь военных терминов. М.: Воениздат. Составители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.1988Тарифно-квалификационная характеристика профессии "Боцман, 5 - 6 разряд"
(Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Выпуск 52. Раздел "Морской и речной транспорт", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 68н)Характеристика работ.
Руководство работами на судне по содержанию в порядке корпуса, палуб, надстроек, рангоута, такелажа, бытовых и палубных служебных помещений, водяных танков и горловин, мерительных и воздушных труб, трапов, штормтрапов и кранцев, грузового, якорного, швартового, буксирного и спасательного устройств, противопожарных, аварийных, спасательных средств, инвентаря и материалов, расположенных на палубной части. Составление плана судовых палубных работ. Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и безопасности труда при производстве судовых палубных работ. Обеспечение эксплуатации палубных технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями изготовителя, устранение с привлечением судовых специалистов обнаруженных неисправностей и отказов технических средств. Подготовка трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Подготовка палубной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление палубного груза, оборудования, имущества. Составление заявки об обеспечении материально-технического снабжения судна. Наблюдение за чистотой бытовых и служебных помещений. Проведение вводного инструктажа со вновь поступающими на судно членами палубной команды.
Должен знать:устройство судна и правила технической эксплуатации судовых устройств; технологию малярных, такелажных и других палубных работ; правила пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем; порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации.
При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью от 300 до 550 кВт -5-й разряд; при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт -6-й разряд.
Р. S.
А по поводу издевательства Википедии, процитированного в предыдущих ответах - см. мой комментарий. - Загрузка... В каких случаях надо писать обвешАнный, а в каких обвешЕнный? обвешанный предметами (т. е. физически обвесили человека) обвешенный в магазине (обвесили, сказав не точный...
- Загрузка... Помогите найти в интернете Рассказ о себе на собеседовании на английском языке! 1 ваше вступление должно быть эффектным: First of all I should say,...
- Загрузка... И все же как правильно: "ДоговорА или договорЫ компании "N"? "Ой вы кони, вы кони стальные, боевые друзья - трактора... " Профессиональный жаргон. В...
- Загрузка... Гололед и гололедица! В чем разница смысла этих слов? Мне больше нравится ответ от "В и х р ь Высший разум (130245)". Удивлен, что...
- Загрузка... Чем отличается слово city от слова town? Ведь в переводе и то и то означает город, тогда зачем из различать? Был вопрос - "Чем...
- Загрузка... Что такое предикативность? лучше своими словами, чтобы было понятнее.... Будь предактивнее! Предикативность- это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим...
- Загрузка... Shall или Will! Как говорят сегодня? используется ли Shall в современном английском? Нет. Остался только Will в современном английском Shall используется для образования будущего...
сложные условия работы;
Кто такой боцман? Кто такой боцман?
Ликбез для «чайников»: кто чем занимается на корабле и как не запутаться в элементарном морском жаргоне
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Боцман
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.
Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.