Как бороться с фобией авиаперелетом. Как мы победили боязнь летать на самолетах раз и навсегда! Симптомы и диагностика
Хоть знаменитости и зовутся «звездами», а к небу многие из них лишний раз приближаться не желают. Нидерландский футболист Девид Бергкамп из-за своего страха полетов заработал прозвище «нелетучий голландец». Алла Пугачева передвигается по стране исключительно в собственном вагоне поезда, оборудованном туалетом, ванной, спальней с личной прислугой в придачу.
Британец Дэвид Боуи ради своих гастролей по Японии и России совершил подвиг, на который способен даже не каждый русский: он пересек нашу необъятную родину по Транссибирской магистрали. Правда, не все звезды обрекают себя на подобные мытарства, поскольку научились справляться со своим страхом полета.
hellomagazine.com
Актрисапокупает с мужем билеты на разные самолеты. Кейт считает, что оба самолета вряд ли потерпят катастрофу, а если случится что-нибудь с одним из них, дети не останутся сиротами.
Меган о бманывает судьбу, слушая в самолете музыку Бритни Спирс (которая, кстати, тоже известный аэрофоб): «Я точно знаю, что умереть, слушая альбом Бритни Спирс - не моя судьба», - утверждает актриса.
А вот Энрике Иглесиас не столь изобретателен: перед полетом он просто напивается и, добравшись до кресла, засыпает.
Актера пугает в перелете сама ситуация, когда от него самого ничего не зависит. Этот страх заставляет Колина во время полета он все время прислушивается к шуму двигателя и переговорам членов команды. В одном из интервью актер заявил: «Это большой поезд, летающий в небе, и я ненавижу его! Я считаю, что это самая неестественная вещь в мире! ». Для того, чтобы все-таки заставить себя сесть в самолет, актеру нужно хорошенько разозлиться.
Впрочем, позволить себе личный вагон или неспешное путешествие по всему континенту, на конце которого терпеливо ждут фанаты, могут лишь избранные аэрофобы. Аэрофоб обыкновенный не имеет таких возможностей, поэтому вынужден отказываться от командировок, коротать отпуска на российских югах или трястись, поджав ноги, в душном автобусе, собирая ямы по всем европам. И если на аэрофоба идейного, которому претит сама концепция летать там, где даже ползать нельзя, еще действует алкоголь и сон во время полета, то с аэрофобом закоренелым, с аэрофобом до мозга костей такие штучки не пройдут. «Мой рейс был вечером, но я уже с утра начал планомерно к нему готовиться, - рассказывает некий Алексей на тематическом форуме. - Алкоголя было выпито такое количество, что в аэропорт меня везли, а на паспортный контроль тащили под руки. Но стоило мне оказаться у ворот и увидеть свой самолет в окно, как все опьянение как ветром сдуло. Я моментально протрезвел и на посадку еле тащил ноги уже не от опьянения, а от страха». Мораль сей басни такова: аэрофобии, а вместе с ней и пьянству - бой!
Пора принимать меры и не быть пешеходным рабом своего страха.
1. Сперва определите масштабы катастрофы. Вдруг окажется, что у вас вовсе не фобия, а просто волнение. Оно, кстати, вполне естественно: даже пилоты нервничают перед полетом, поскольку небо – неестественная для человека среда обитания.
2. Попробуйте заглушить беспокойство голосом разума : «Мой друг-десантник помог мне справиться со страхом полетов, – рассказывает Екатерина. – Он просто сказал, что самолеты на самом деле падают очень редко, и именно поэтому каждая катастрофа становится целым событием. Если бы авиакатастроф было бы столько же, сколько аварий с участием машин, о них бы никто и не сообщал лишний раз. А ведь самолетов в небе очень много, примерно как автомобилей в одном городе».
3. Другой действенный способ – вышибать клин клином . «Года два назад я очень боялась летать: вжималась в кресло, терзая ручку весь полет, прислушивалась к звукам двигателей, всматривалась в лица стюардесс, – вспоминает Маргарита. – Но потом я стала больше путешествовать: в прошлом году, например, я совершила примерно 14 рейсов в разные концы планеты. Когда посадка в самолет стала для меня обыденным ритуалом, вроде путешествия на поезде, страх перестал мучить. Да, я все еще нервничаю перед взлетом, но на протяжении всего рейса чувствую себя почти как на земле».
4. Но это все легкие случаи, не отягощенные неприятными ситуациями, вроде тех, когда из панели над головой выпадает маска, а на лице доселе хладнокровной стюардессы читается паника. Истинную фобию увещеваниями не успокоишь, ее нужно лечить.
Говорят, что аэрофобия неизлечима, но в центре «Летаем без страха», основанном пилотом Алексеем Гервашем, утверждают, что это не так: просто к каждой причине фобии нужно подобрать свой «ключик». Такими решениями могут быть подробные лекции об устройстве самолета и механизме полета как такового, занятия на симуляторе, сеансы релаксации и навыки работы со своими мыслями.
5. Наиболее впечатляющими, конечно, кажутся занятия по ликвидации безграмотности . Наверное, потому, что пассажирам просто не рассказывают всего того, что знают пилоты (знают, и потому не боятся). Например, рядовой пассажир не знает, что ни один самолет за всю историю авиации еще не упал из-за турбулентности; не знает, что крыло отвалиться не может, потому что оно у самолета вообще одно; ни один пассажир не понимает до конца, что самолет изобретался как машина для нестандартной ситуации и в нем все устроено так, чтобы сохранять безопасность полета. Наконец, он не знает, что риск попасть в авиакатастрофу – один к десяти миллионам, и в мегаполисе у человека гораздо больше шансов погибнуть. Если бы рядовой пассажир все это знал, возможно, он больше боялся бы ездить на автобусе, чем летать на самолете.
Люди с фобиями делают всё, чтобы избежать объекта своего страха и всего того, что может привести к необходимости контактировать с ним. А курс лечения аэрофобии как раз приведёт их к полёту на самолёте, поэтому они избегают и самолётов, и лечения.
Так что первый шаг заключается в том, чтобы понять и принять, что аэрофобия – это психическое расстройство или другими словами нездоровое состояние психики. Если не лечить её, то, как и любая другая болезнь в такой ситуации, она прогрессирует. Тяжесть аэрофобии зависит от времени, которое человек бездействует.
Лечение аэрофобии состоит из нескольких этапов и ни один из них не является самодостаточным, так что может применяться только в комплексе. В противном случае было бы достаточно выпустить памятку с советами – почеши левой рукой за правым ухом, не думай о плохом, послушай музыку и т.п. – и решить проблему раз и навсегда. Но этого до сих пор не произошло, так что придётся идти к выздоровлению длинным путём.
1. Выясняем, какие страхи лежат в основе вашей аэрофобии
Аэрофобия – это в первую очередь дефицит доверия. Для того, чтобы летать спокойно человек должен доверять системе авиации, природе, подъёмной силе, своему организму, своей психике, пилоту, самолёту. В общем, всем. У аэрофобов этого доверия нет.
Его дефицит может быть обусловлен несколькими аспектами: боязнью высоты, замкнутого пространства, движений в трёх измерениях (вестибулярные проблемы), страхом неудачи (это ещё можно назвать перфекционизмом), паническими атаками, мнительностью и стремлением всё контролировать.
Поэтому для аэрофоба важно узнать механизмы работы собственных страхов, понять, что происходит с его эмоциями и организмом, и почему.
2. Устраняем ошибки мышления
Боязнь высоты является один из самых частых страхов, встречающихся у аэрофобов. Но этот страх – нормальное явление для всех людей обусловленное гормоном под названием адреналин. Человек может упасть и разбиться, поэтому находясь на высоте он испытывает некую тревогу. Но, если у него нет фобии, то ему и в голову не придёт избегать высоты и, например, не подниматься на Эйфелеву башню. Страх сам по себе безобиден, если он не влияет на качество вашей жизни. Если же он влияет на неё, то человеку нужно учиться контролировать своё поведение.
Волшебных советов нет. Включите хорошую музыку, сядьте у аварийного выхода, если вы боитесь замкнутого пространства, подумайте о вкусной еде, которую будет есть по прибытию – это всё бред, аэрофоб не может ни о чём думать, кроме как о том, что он может умереть.
Специальных средств контроля над страхом нет. Но есть способы работы с ошибками мышления. Любой клаустрофоб уверен, что если он поедет на лифте, а тот застрянет, то он умрёт. Это ошибка мышления, он не умрёт, но он уверен в обратном. Так же, как и любой аэрофоб, уверен, что если у самолёта откажет двигатель, то он упадёт камнем вниз. Человек, который считает, что может контролировать любую ситуацию, думает, что самолёт – это единственное место, где он теряет контроль. И это тоже ошибка мышления. Вообще таких ошибок десятки. И существенный фрагмент нашего пазла «Борьба с аэрофобией» – это их устранение с помощью наводящих вопросов.
Для примера, можем рассмотреть диалог специалиста с человеком, который боится высоты:
Что самое плохое может случиться с вами, когда вы стоите на высоте, скажем, на Эйфелевой башне?
Я боюсь, что у меня закружится голова и я упаду.
Где у вас находится центр тяжести, а где перила?
Центр тяжести чуть ниже крестца, а перила – выше живота.
Что выше – перила или центр тяжести?
Если у вас центр тяжести ниже, чем перила – куда вы упадёте?
При страхе потерять контроль над ситуацией в самолёте диалог другой:
А в остальных ситуациях вы всегда контролируете ситуацию?
Да, всегда.
Если мы зайдём на ютуб и найдём десятиминутное видео с множеством ДТП, когда никто ничего не контролировал, то что вы об этом скажете?
Люди сами виноваты, я же езжу очень осторожно.
Есть много видео с ДТП, где люди ехали очень осторожно, но всё равно попали в аварию.
Нет, со мной такого всё равно не случится, потому что я за рулём 30 лет.
А в рестораны вы ходите?
Да, хожу.
Каким образом вы контролируете шеф-повара?
А зачем его контролировать?
Вдруг он решит отравить посетителей и подсыплет в блюда цианистый калий.
Я хожу только в хорошие.
А что в хорошем ресторане у шеф-повара не может случиться психического расстройства?
Ответив на все эти вопросы, человек сам приходит к пониманию, что здесь он был не прав. Вот так и устраняются ошибки мышления. Для закрепления результата специалисты обучают аэрофобов и другим упражнениям и специальным техникам контроля своего поведения.
3. Изучаем законы аэродинамики
Ещё один фрагмент пазла – изучение и понимание законов аэродинамики и метеорологии: как устроен и летает самолёт, что его держит в воздухе, почему он не может просто взять и провалиться, почему турбулентность неопасна и так далее. Если у вас нет знаний, вы начинаете фантазировать.
Важную роль здесь играют и занятия на авиасимуляторах. Но сами по себе, в отдельности от других пунктов они бессмысленны, и даже опасны, хотя многие мировые авиакомпании имеют курсы для аэрофобов, подразумевающие работу на авиатренажёрах. Занимаясь на авиатренажёре и не работая с другими блоками проблемы, у человека возникает иллюзия, что он контролирует ситуацию: видит того, кто пилотирует, ему дают самому чуть-чуть порулить. Но когда человек летит обычным рейсом, он опять теряет контроль и ему становится только хуже.
4. Летаем
Нельзя научиться плавать, не плавая. Поэтому заключительный этап лечения – полёты. Кому-то хватает одного полёта на курсе, кому-то нужно ещё 20 самостоятельных, чтобы садиться в самолёт уверенным.
Если вы любите вино и вам налили на борту бокал красного – в этом нет ничего плохого. Но если алкоголь нужен вам в полёте, чтобы не быть «здесь и сейчас», то это уже плохо. Любое «избегание» усугубляет фобию.
Страх полета на самолете присутствует у многих путешественников, и они вынуждены обращаться за психологической помощью для лечения аэрофобии.
В самом чувстве страха нет ничего противоестественного. Именно нормальный, здоровый страх нередко является тем самым «спасательным кругом» в сложной ситуации. Но когда боязнь полета на самолете превращается в мешающую жить фобию, от нее необходимо избавляться.
К сожалению, самостоятельно справиться с такой сложной навязчивостью, как аэрофобия, невозможно. Помочь человеку преодолеть укоренившийся страх перед полетами могут специалисты в области:
- Неврологии.
- Психотерапии.
- Психологии.
Считается, что симптомы аэрофобии возникают к 25 — 30 годам. Часто неподготовленный к возникновению мучительной симптоматики человек не имеет понятия о том, что ему следует делать.
Чего боятся россияне
Наибольший страх у русских путешественников вызывают участившиеся в последнее время авиакатастрофы.
- Страх перед крушением самолета испытывает около 40 процентов россиян.
- Многих людей (около 25 процентов) настораживает отсутствие на борту парашютов и иных персональных средств спасения.
- Около 11 процентов россиян боятся самолета только потому, что не понимают, как такая махина держится в воздухе и при этом еще и летит.
- 10 процентов путешественников не испытывают доверия к экипажу корабля.
Россияне, чья деятельность связана с частыми перелетами, понимают, что с фобией необходимо бороться.
Около 50 процентов путешественников пытаются переключить внимание на музыкальные произведения, видео или игры. 28 процентов пассажиров заглушают ужас перед полетом алкогольными напитками. 2 процента россиян принимают сильнодействующие седативные и снотворные препараты.
Основные причины аэрофобии
Статистика утверждает, что 55 процентов россиян испытывают панический ужас перед полетом на самолете. Россияне боятся летать и отказываются не только от отдыха за границей, но и от высокооплачиваемой работы.
У людей, которые никогда не летали на самолете и не собираются этого делать, этот страх является иррациональным. Он возникает по причине того, что после каждой авиакатастрофы журналисты нередко смакуют трагедию, публикуют страшные фотографии и интервью с убитыми горем близкими погибших людей.
Но есть и такие люди, которым повезло выжить после авиакатастрофы. Если их деятельность связана с частыми перелетами, аэрофобия может принести им немало неприятностей.
Последние исследования показывают, что только 20 процентов россиян никогда не испытывали страха перед полетом.
Около 30 процентов путешественников начинают сильно нервничать и паниковать, оказавшись в салоне. Представительницы прекрасного пола боятся паники, которая может охватить пассажиров и их самих, а мужчины опасаются того, что ситуация выйдет из-под их контроля. Некоторые представители сильного пола признаются в акрофобии — страхе высоты.
Кроме того, серьезный страх перед авиатранспортом испытывают люди, страдающие клаустрофобией. В этом случае происходит «накладывание» одной фобии на другую.
Первые признаки фобии
У многих людей первичная симптоматика проявляется не в салоне авиатранспорта, а задолго до полета. Человек начинает скрупулезно собирать информацию об авиакомпании, тщательно изучать «дела» сотрудников и пытаться высчитать вероятность катастрофы. Человек, готовящийся к путешествию по воздуху, становится нервным, напряженным.
Нередко на этом фоне у него возникает бессонница. Сны становятся отрывочными и тревожными.
Иногда у человека появляются мучительные симптомы вегето-сосудистой дистонии.
У менее тревожных людей нервозность проявляется только в аэропорту. Человек становится раздражительным, замкнутым и рассеянным.
Механизмы возникновения аэрофобии
Самый сильный страх человек, страдающий аэрофобией, испытывает во время взлета, а также при посадке самолета. Именно в этот момент авиатранспорт и находящиеся в его салоне путешественники испытывают сильнейший стресс. Стоит только самолету заскрежетать, встряхнуться или слегка накрениться, как у человека появляются мучительные симптомы.
Все начинается с тревожности. Потом человек, который боится лететь на самолете, пытается себя успокоить и выбросить пугающую мысль из головы.
Но, как и все обсессии, мысль «а вдруг?» только укореняется и становится все ярче. Воображение тут же подыскивает яркие картинки. Вспоминаются просмотренные ранее фильмы, кадры из новостей, прочитанные книги.
После этого, как и при любом ином невротическом состоянии, появляются такие симптомы, как учащение сердечного ритма, затрудненное дыхание, тремор конечностей и потемнение в глазах. Иногда такое состояние сопровождается тошнотой. Некоторые люди находятся в полуобморочном или обморочном состоянии.
Симптоматика не исчезает даже после того, как самолет набирает высоту. Человек, страдающий аэрофобией, всегда найдет, чего испугаться в воздухе. Некоторым пассажирам кажется, что у самолета отвалятся крылья, многим чудятся запахи горения.
Седативные препараты обычно не помогают, а алкогольные напитки лишь способствуют ухудшению состояния.
Как справиться с боязнью летать
Для того чтобы определиться со стратегией лечения, необходимо понаблюдать за собой и определить, какую природу имеет страх. Если то, что человек принял за фобию, является обычной тревожностью, то преодолеть страх можно и самостоятельно.
О чем говорят факты
Человек, желающий побороть, мешающую ему жить, аэрофобию, должен понимать, что самым безопасным транспортом является именно самолет. Это аксиома. Наибольшее количество всей несчастных случаев и жутких смертей приходится на автотранспорт. Статистика утверждает, что на 16 млн. км пройденного пути, доля смертности составляет:
- 1,5 водителя легкового и грузового транспорта;
- 42 мотоциклиста;
- 150 пассажиров.
Только в московских авариях каждый год погибает около 30 тыс. человек. Доля летальных исходов на железной дороге составляет 0,9 пассажира на 16 млн. км.
За 12 месяцев услугами авиаперевозчиков успевает воспользоваться около 5 млрд.пассажиров. Статистика утверждает, что погибнуть может только 1 человек из 10000000. Стать участником катастрофы в воздухе может лишь тот, кто будет ежедневно садиться на случайный рейс.
Возможно, побороть аэрофобию людям, испытывающим страх перед полетами, помогут следующие факты:
- Каждая из систем оснащена 2 — 4 дубликатами.
- Самолет обладает многочисленными современными системами.
- Самолет обладает 2 двигателями (одновременный отказ практически невозможен).
- При отказе одного из двигателей современный самолет способен лететь 120 минут и мягко приземлиться.
- Перед тем как взмыть в небо, каждая машина проходит тщательный осмотр командой высококвалифицированных специалистов.
Некоторым людям справиться с аэрофобией помогает осознание того, что ежегодно аварии в воздухе сокращаются на 15 процентов, а пассажиропоток возрастает на 10 процентов.
Интересное видео. Советы психолога, как перестать бояться летать.
К крушению самолета обычно приводит не одна, а целый «букет» причин. Каждая причина тщательно анализируется с целью недопущения повторения трагедии.
Как помочь самому себе
Человек, осознавший, что его «фобия» на поверку оказалась обычной тревожностью, всегда задается вопросом, как перестать бояться летать без похода к психотерапевту и приема сильнодействующих седативных препаратов. Делать при этом рекомендуется следующее:
- вовремя прийти на регистрацию и посадку;
- попросить предоставить место, где меньше всего ощущается турбулентность;
- во время полета пить томатный или тыквенный сок;
- увлечься интересной книгой или разгадыванием сканворда.
Некоторым людям помогает успокоиться нахождение в стерильной зоне. В огромном окне аэропорта всегда видно, как взлетают и благополучно приземляются «железные птицы». Человек, незнающий, что следует делать со своим страхом, должен подумать об авиатранспорте как о рутине. После этого аэрофобия обычно сдает свои позиции.
Не стоит держать страх в себе. Некоторым людям помогает беседа с соседом. Если пожаловаться попутчику на мучительные симптомы, он найдет слова утешения или увлечет человека, страдающего аэрофобией, интересной беседой. После этого симптоматика также может отступить.
Если ни нахождение в стерильной зоне, ни общение с соседом не способствовало улучшению состояния, то необходимо начать делать легкие дыхательные упражнения.
Дыхание должно быть медленным и глубоким.
Чего не следует делать
Человек, интересующийся вопросом, как перестать бояться летать, должен знать о том, чего делать во время полета не следует.
Не рекомендуется «заглушать» страх употреблением спиртных напитков. Алкоголь способствует обострению чувств и состояние человека, страдающего страхом перед авиатранспортом, может только усугубиться. Некоторые медики считают, что капля алкоголя вреда не принесет. Но на практике каплей, к сожалению, дело не обходится.
Аэрофобия - гипертрофированный, неконтролируемый и иррациональный страх перед полётом на самолёте. Проявляется, как правило, уже за несколько дней до рейса.
Аэрофобия может быть как самостоятельным психологическим расстройством, так и частью другой фобии (например - боязнь высоты или клаустрофобия могут быть причиной). Может возникнуть в следствии попадания пассажира в прошлом во внештатную ситуацию (реальную или расцененную им как внештатную), связанную с полётом (например - сильная турбулентность), или же вне всякой связи с прошлыми полётами. Как правило, она развивается у людей, склонных к тревожному типу мышления, но, при этом, у людей интеллигентных, сильных и состоявшихся.
Алексей Герваш
Основатель и руководитель «Летаем Без Страха»
Пилот (налет около 2000 часов, лицензии US + EU), авиационный психолог (выпускник Иерусалимского университета по специальности "психология"), один из ведущих в мире специалистов в области лечения аэрофобии. Начиная с 2007 года - основатель и руководитель центра изучения и лечения аэрофобии в Москве "Летаем без страха", выпустившего уже более 10 000 человек. Участник множества теле- и радиопередач, автор всемирно известного приложения для аэрофобов SkyGuru.
Безусловно от аэрофобии необходимо избавляться. Она приводит к сильному стрессу при каждом авиаперелёте. Уровень стресса усиливается от полёта к полёту. Подобные сильные стрессы сказываются негативно на здоровье, как психическом, так и физическом. При отсутствии лечения, может привести к полному отказу от авиаперелётов, что накладывает ограничения на нормальное течение жизни и, иногда, на развитие карьеры.
Ужас могут вызывать как отдельные этапы полёта, такие как взлёт или посадка, моменты турбулентности, так и сама мысль о том, что придется подняться в воздух, доверить свою жизнь воле других людей и железной машине.
Во время полёта многократно усиливаются природные страхи по поводу потери безопасности, контроля и страха смерти. По большому счёту, не так страшен полёт, как мысль о том, что мы никак не влияем на ситуацию, не можем обеспечить себе необходимый уровень безопасности.
Лечение аэрофобии
Аэрофобия это прекрасно изученное психологическое расстройство.
Является проблемой для 30% пассажиров. Не связана с повышенной опасностью полетов - ее нет. Связана с ошибками мышления, неверным поведением относительно полетов, генетикой, воспитанием, перфекционизмом, влиянием СМИ и некоторыми другими моментами. Лечение аэрофобии - сегодня во всем мире признанной методикой является когнитивно-поведенческая терапия. В ее ходе устраняются неверные логические цепочки, человек учится контролировать свои мысли и физиологию и закрепляет эти навыки на так называемой экспозиционной терапии - погружается в пугающую обстановку в формате тренажеров либо видео. Такой комплексный подход позволяет устранить аэрофобию даже в сложных ситуациях!
Тренажер является полезной и познавательной частью процесса терапии избавления от аэрофобии, но не самодостаточным курсом, который требует сопровождения психолога и большого объема теоретических знаний об авиации и психологии.
Истории аэрофобов
Георгий Куравкин, 29 лет
Креативный директор IT-компании
«Аэрофобия дала о себе знать после нескольких неприятных перелетов. В 9-м классе я летел с родителями чартерным рейсом из Турции в Новосибирск. В Сибири была аномально низкая температура. Самолет при подлете не смог выпустить шасси. 40 минут мы летали над аэропортом, никто ничего не объяснял, у стюардесс были бледные и испуганные лица. После этого капитан корабля сообщил, что нас отправляют на запасной аэродром, который находился в Абакане. Над Абаканом мы снова кружили какое-то время. После долгих попыток приземлиться самолет все-таки выпустил шасси. К нам подъехали аварийные службы и стали проверять двигатели. Больше половины рейса не полетело последующим рейсом в Новосибирск, люди поехали поездом. Я запомнил на всю жизнь отчетливую мысль о том, что мы все могли погибнуть. Через несколько дней после полета у меня начали седеть брови. Потом происходили другие подобные истории: то возгорание на борту, то аварийная посадка. Был случай с отваливающейся обшивкой в салоне, иногда приходилось лететь в грозу, когда за окном иллюминатора сверкают молнии. Один раз даже частично разгерметизировался аварийный люк - оттуда дико дуло, и изнутри он покрылся слоем инея.
Я изучал физику полета, читал книги на эту тему. Но сильно боялся турбулентности. Причем это иррациональный страх. Сознание отключается, начинается паническая атака, и я ничего не могу сделать с собой. Учащается дыхание, увеличивается пульс, бросает в пот. Ощущения такие, будто у тебя сердечный приступ.
Я летаю очень часто - около 4–5 раз в месяц. С этим связана моя работа. Из-за частоты всегда что-нибудь случается. Немного усиливает страхи и информация о событиях на Ближнем Востоке. Я физически ощущаю тревогу, когда пролетаю над большими водными пространствами.
Я обращался к психотерапевту, который специализируется на лечении аэрофобии. Некоторые успехи были. Но больше всего мне все равно помогает алкоголь в сочетании с успокоительными. Стюардессы часто относятся с пониманием и не делают замечаний, когда я выпиваю на борту. Мне приходится иногда объяснять, что я аэрофоб «со справкой» и что лучше дать мне выпить, чем видеть меня в неадекватном состоянии во время панической атаки. Еще перед полетом я стараюсь покурить, чтобы снять стресс. Когда я лечу с человеком, который боится полета еще больше меня, я чувствую себя увереннее, могу начать успокаивать встревоженного пассажира. Однажды практически откачивал незнакомую девушку, которая сидела в кресле рядом.
Неплохо помогает дыхательная гимнастика. В стрессовых ситуациях 10 глубоких вдохов и выдохов могут снять напряжение и нервозность. Кстати, любопытно, что аэрофобия немного уменьшилась после рождения сына. Мне кажется, что я оставил потомство, теперь не стоит так бояться смерти: выполнил свой долг, продолжил род».
Светлана Балашова, 31 год
Фотограф-фрилансер
«Впервые я оказалась на борту уже взрослой - летела на стажировку в Голландию.
Раньше путешествовала только на поезде или на машине. У меня не было представления о том, что происходит во время полета. Когда самолет начал разгоняться, я вцепилась в кресло. Кроме того, мы летели как раз тогда, когда в Исландии было сильное извержение вулкана. Буквально за день до нашего полета аэропорт Амстердама начал принимать рейсы, до этого летать было слишком опасно из-за смога. Было жутковатое предчувствие, что мы попадем в облако пепла и не долетим.
После аэрофобия стала проявляться постоянно. Из-за боязни летать я решила посоветоваться с друзьями, лучше узнать технические стороны и особенности полета. Мне объяснили, что самолет устроен таким образом, что вероятность падения из-за неисправности ничтожно мала. Шутили, что даже разваливающийся самолет все равно как-то долетит. Я перестала бояться неполадок, но оказалось, что никто не исключает возможность нападения террористов или плохой погоды.
До полета я обычно ощущаю небольшую нервозность, но это терпимо. Все самое неприятное начинается во время взлета, еще меня очень пугает турбулентность. Хотя я знаю, что это временная тряска, у меня начинается паника, я бледнею, цепляюсь за кресло. Появляются мысли о том, что все плохо закончится, сомнения, приземлимся ли мы. Напряжение обычно длится в течение всего полета. Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку. Я думаю, что раз долетели до аэропорта, то точно уже ничего плохого не случится. Больше всего меня пугает ощущение бесконтрольности, а еще все усиливается за счет моей клаустрофобии.
Я стараюсь справиться со страхом сама. Узнала много информации об особенностях полета, обычно выбираю авиакомпании, в истории которых меньше аварий и падений самолетов. Так у меня возникает чувство некоторой защищенности.
Когда перед вылетом происходит демонстрация правил техники безопасности, я всегда с большим вниманием слежу за показом. Некоторые пассажиры даже посмеиваются, что я придаю такое значение процедуре, которую многие считают формальностью. Также обращаю внимание на поведение стюардесс. Если они ведут себя спокойно, то тряска меня не так сильно беспокоит.
Когда я лечу с друзьями, стараюсь больше с ними общаться, чтобы отвлечься и не думать о плохом. Если я одна, то могу найти себе «жертву», с которой буду болтать во время полета, чтобы снять напряжение. Однажды попробовала выпить чуть больше вина, чтобы расслабиться. Я действительно перестала нервничать, но, когда мама с ребенком на соседних креслах стали поглядывать на меня странно из-за моей излишней болтливости и активной жестикуляции, я поняла, что выпила лишнего. После этого страшно было проходить паспортный контроль: думала, что меня могут не пустить в страну (я летела в Голландию) из-за моего состояния. С тех пор стараюсь снимать стресс другими способами».
Ольга Явич, 27 лет
Журналист
«Самый запоминающийся случай произошел со мной в 2013 году. Тогда я поехала домой к маме в Кировскую область, а потом собиралась вернуться к мужу в Финляндию и отметить с ним Новый год. И проспала поезд, который бы довез меня до Финляндии с пересадкой. Я нашла нужный самолет, но сразу начала искать причину, чтобы не лететь. Меня ждало у дома такси, но я просто не смогла в него сесть. Мне казалось, что со мной точно на борту случится что-то ужасное. В итоге я не села в такси и пропустила самолет. Долго плакала, когда пыталась объяснить мужу, что мне помешало улететь.
Таких историй с тех пор накопилось много. Чем ближе дата полета, тем больше я начинаю переживать. Могу сдвигать даты, за что приходится доплачивать. Из-за аэрофобии я страдала и морально, и финансово. Совсем недавно мне хотелось прилететь на концерт в Москве. Эта поездка для меня была связана с позитивными эмоциями, ожиданием встречи с близкими друзьями и выступлением любимой певицы. Но меня снова мучило желание отменить путешествие. В итоге билет на концерт пропал.
Моя аэрофобия проявляется странно. Все неприятные ощущения предшествуют полету. Когда я сажусь в самолет, то страх уходит. Понимаю, что уже некуда отступать. Как будто вытянула лотерейный билет, просто надо дождаться, что будет в конце.
Перед полетом, чтобы себя успокоить, я начинаю больше общаться с окружающими незнакомыми людьми. Во мне просыпается разговорчивость, которая мне обычно не свойственна. Могу начать болтать с пассажирами еще в очереди на регистрацию. Замечала, что если лечу с человеком, который вовсе не боится полетов, то мне становится намного легче. Я смотрю в эти глаза, полные уверенности, и не так сильно переживаю. Звоню близким, говорю, что скоро полечу на самолете, а они буднично отвечают, не пугаются, как будто это что-то опасное. Их реакция меня успокаивает.
До сих пор обращаю внимание, что в день до отлета пытаюсь жить по полной, так, как будто это последний день в моей жизни».
Способы справиться с аэрофобией
Алина Коршунова
Медицинский психолог клиники «Мосмед», кандидат психологических наук
Почему возникает аэрофобия?
«В психологии различают два состояния аэрофобии. Первое - это страх лететь на самолете, состояние тревоги, напряжения, связанное с полетами. 80% россиян испытывают из-за этого дискомфорт. Такой страх, как правило, хорошо контролируемый, не мешает повседневной жизни человека, из-за страха человек не меняет своих планов. А второе состояние - это когда у человека боязнь полетов является проявлением более глубоких тревожных переживаний, началом невроза.
Страх летать на самолетах часто провоцируется несколькими факторами. Во-первых, состояние полета является неестественным для человека, поэтому этот опыт вызывает тревогу. Во-вторых, в данной ситуации человек должен полностью положиться на другого человека (пилота), он оказывается зависим от других людей и от обстоятельств, сам не может ничего контролировать.
Такие люди, как правило, говорят о том, что если бы они смогли сами изучить строение самолета и перед полетом сами проверить его исправность, познакомиться лично с пилотом и убедиться в его профессионализме, то им было бы нестрашно лететь.
На борту изменяются границы личного пространства: много людей находится в ограниченном пространстве, каждый человек оказывается на виду. Если у человека есть неуверенность в себе, страх социальной оценки, чувствительность к нарушениям личных границ, то нахождение в самолете тоже будет вызывать тревогу.
Если страх проявляется только в чувствах, в мыслях и никак не влияет на поведение (боится, но все равно летит), человек ничего не предпринимает, чтобы избежать полета, нет выраженных соматических проявлений, то это нормальная тревога. Избавиться от нее можно любым способом, которыми человек успокаивается и в любых других ситуациях. Кого-то успокаивает общение во время полета, кто-то, наоборот, отвлекает себя музыкой, кино, сладостями.
Когда мы говорим про фобию, то здесь у человека проявляются ярко выраженные вегетативные реакции: потеют ладони, учащается сердцебиение, сковывается дыхание, меняется общее физиологическое состояние. Тело реагирует на ситуацию как на сигнал опасности. Могут возникать навязчивые мысли, когда человек прокручивает в голове варианты катастрофы (смотрит информацию о катастрофах в интернете), не может переключиться на другие дела. В этом случае человек старается избегать полетов: ездит только в те страны, в которые можно добраться на поезде, отказывается от важных командировок (которые связаны с полетом).
Такие страхи могут выражаться в панических атаках: приступах паники на борту самолета, с которыми справиться самостоятельно очень сложно. Когда мы имеем дело с невротическим страхом, то за ним часто стоят другие фобии: клаустрофобия, агорафобия, социофобия. Это не просто страх, это сигнал, что накопилось слишком много эмоционального напряжения. Как правило, это не сиюминутный стресс, который имеет место здесь и сейчас, а длительно накопленное, часто имеющее глубокие корни в прошлом опыте состояние крайнего эмоционального напряжения, скрытого глубокого внутри личностного конфликта. Часто сочетание травматического опыта в прошлом с текущим неразрешимым эмоциональным напряжением (регулярные стрессы) может привести к появлению фобий.
В каждом конкретном случае причины различны: кто-то пережил стресс, потерю близкого человека, имеет противоречивые, напряженные близкие отношения. Например, женщина зависит по жизни от властного мужчины, который полностью контролирует ее жизнь. Когда она оказывается в самолете, появляется страх зависимости от неизвестного человека. Соответственно, она будет стараться избегать самолетов (контролировать или изменить близкого она не может, а избегать самолетов может).
Страх можно регулировать: его причины человек может сам понимать и осознавать, а когда мы имеем дело с фобией, то причины человеком не осознаются. Фобия усугубляется, когда человек старается сдерживаться и не признает (не говорит), что ему страшно, боясь социального осуждения. Если во время полета человек начинает испытывать страх, о нем нужно обязательно рассказать стороннему человеку, чтобы ему помогли справиться с его эмоциональным состоянием.
Бывает, что фобия возникает как посттравматический шок, когда человек пережил реально опасную (аварийную) ситуацию во время полета».
Как избавиться от фобии?
«Лучше обратиться к врачу неврологу-вегетологу, если есть ярко выраженные изменения тела во время стресса. Если есть просто страх, то может помочь психотерапевт. Врач может назначить препараты, которые проверены временем, тогда полет пройдет совсем в другом ключе. Очень многие люди используют для успокоения алкоголь, но есть препараты, которые действую активнее и быстрее.
«Суть приложения в том, чтобы помочь пассажиру с аэрофобией получить информацию о полете не только до рейса, но и в реальном времени, на борту самолета. SkyGuru разговаривает с человеком, объясняет, когда начнется турбулентность, что означает тот или иной звук, описывает ощущения пассажира и успокаивает его. Таким образом, знания о самом полете вытесняют в сознании догадки и фантазии. Через приложение, к примеру, можно объяснить человеку, ждать ли турбулентности, почему в ней не отвалится крыло самолета, а будет временная тряска, которая не представляет никакой опасности.
SkyGuru работает в авиарежиме, подключение к сети не требуется. До полета пассажир вводит номер рейса, а потом программа анализирует данные последних 8 полетов по этому маршруту. Учитываются также метеорологическая информация по маршруту и другие авиационные данные. В итоге с помощью алгоритма высчитывается время в пути, маршрут, где именно начнется турбулентность, какой погоды ждать в аэропорту вылета и назначения, предупреждает об ожидаемых ощущениях и объясняет их причину. Программа также показывает, сколько еще осталось в пути, с учетом ветра и многих других параметров. Пассажир получает постоянное сопровождение, знания и своеобразную психологическую помощь до и во время полета.
Должен сказать, что приложение - это не панацея и не замена психотерапии. Скачав его, вы не избавитесь сразу от своей фобии, но сможете почувствовать себя гораздо спокойнее. У вас будет ощущение того, что компетентный человек вам объясняет детали полета и успокаивает вас».