Аттика – колыбель истории Греции. V
Аттика - это полуостровная территория, площадью приблизительно в 2200 кв.км, составляющая юго-восточную оконечность материковой Греции, граничащий на севере с Центральной Грецией, а с юга его омывают воды Саронического залива. На севере нома находятся горы Киферон (1400 м) и Парнифа (1413 м), образующие его естественную границу. Рельеф Аттики в основном гористый. По Афинской равнине протекают небольшие реки Иллиссос и Кафиссос. Афины, Элевсин и Марафон расположены в равнинной части области. На юго-западе и юге низкая гряда холмов мягко спадает к морю. В аттическом регионе находятся и Афины, являющиеся столицей страны и ее главным административным центром.
Аттику отличает мягкий, сухой средиземноморский климат. Небольшие плантации Аттики густо покрыты виноградниками, фруктовыми деревьями, не говоря уж об оливковых деревьях, которые растут повсюду.
Аттика образовалась примерно в 4-5 веках нашей эры. На этот регион большое влияние оказало пребывание Греции в составе Византийской империи, что нашло отражение в архитектуре, живописи и скульптуре Аттики. Аттика пережила множество войн и сражений, голод, экономический кризис, и при этом сохранила свое величие и уникальность.
Сегодня Аттика является самым индустриально развитым районом Греции. Здесь сосредоточен основной объём производства и проживает более половины населения всей страны. Кроме того, это крупный туристический центр. Туристам, приезжающим сюда со всего мира, выпадает уникальная возможность не только отдохнуть и насладиться чудесной природой, чистым морем, песчаными пляжами, услугами современных гостиничных комплексов, удивительным гостеприимством местных жителей, но и соприкоснуться с великим прошлым этой необыкновенной страны.
В Аттике немало интересных достопримечательностей, многие из которых не уступают по значению афинским - например, знаменитый храм Посейдона (440 год до н. э.) на мысе Сунион, один из самых впечатляющих образов греческой архитектуры. Мощные колонны храма, стоящие на мысе, открытом всем ветрам, представляют собой незабываемое зрелище. Храм расположен в 69 км от Афин.
Храм Диметры в Элевсине - древний храм, посвященный таинственному культу богини Деметры и ее дочери Персефоны. Здесь происходили знаменитые Элевсинские мистерии: о совершавшихся там обрядах знали все, однако детали церемониала и священные тексты передавались их уст в уста, записывать их запрещалось. Поэтому суть мистерии неизвестна современным ученым до сих пор. При храме имеется археологический музей. Храм расположен в 22 км от Афин.
Монастырь Дафни находится в 11 км от Афин. Построен на месте бывшего святилища Аполлона и окружен крепостной оградой. Церковь 11 века очень живописна снаружи и привлекательна своими мозаиками, украшающими ее интерьер.
Недалеко располагается пещера Кутуки. Естественная пещера с несколькими залами в окрестностях городка Пеании. Взору посетителя предстают красивейшие сталактиты и сталагмиты разнообразных форм.
Любители активного отдыха могут заняться верховой ездой, альпинизмом, теннисом, парусным спортом. В Глифаде есть гольф-клуб.
Озеро Вольямени - чудо природы. Оно на 50 сантиметров находится выше уровня моря и постоянно выходит из берегов, из-за наполняющих его вод горячих источников. Воды озера обладают лечебными свойствами, купаться здесь можно круглый год.
Пирей - главный порт страны с древних времен. Сейчас это красивый город, славится своими рыбными ресторанами и увеселительными заведениями. Летом работает летний открытый театр Кастеллы («Веакио»), а зимой можно посетить Пирейский городской театр.
Великолепны пляжи Палео-Фалиро, Каламаки, Глифада, Вула, Кавури, Вульягмени, Варкиза, Лагониси.
Курорт Палио Фалиро расположен в непосредственной близости от моря. Удобное расположение, близость к центру и морю делают этот район привлекательным для любителей активного отдыха. К услугам туристов: пляжи, рыбные и мясные таверны, рестораны, ночные клубы, яхт-клубы, кафе и бары. Здесь Вы найдете все, что нужно для комфортабельного отдыха на море.
Курорт Глифада - один из самых фешенебельных прибрежных районов Афин, расположен в 15 км от центра, излюбленное место отдыха для самих греков и туристов. Здесь сосредоточено большое количество гостиниц, ресторанов, баров, таверн, спортивных центров и ночных клубов. На побережье находится «Луна-парк». В Глифаде отличный шоппинг: много больших торговых центров и бутиков. Чтобы добраться до центра Афин, Вам потребуется всего 20 минут на автобусе.
Курорт Вульягмени - расположен в зеленой бухте в 24 км от центра Афин, на берегу моря. Это живописный фешенебельный район с комфортабельными пляжами, рыбными и мясными тавернами, ресторанами, барами, яхт-клубами, обилием зелени - один из самых популярных курортов среди туристов. На рейсовом автобусе до центра Афин можно добраться за 35 мин. В Вульягмени находится уникальное радоновое озеро.
Курорты Кавури, Варкиза, Вула - эти курортные районы следуют один за другим, вдоль шоссе, ведущего к мысу Сунион и храму Посейдона. Здесь имеются пляжи, кафе, таверны, рестораны и прочие развлекательные заведения. Обильные хвойные рощи, раскинувшиеся вдоль побережья, придают воздуху уникальные свойства.
Курорт Лагонисси - роскошный полуостров Лагонисси очаровывает живописными ландшафтами и лазурными морскими водами. Привлекательное соседство с Афинами (до столицы Греции можно добраться на автобусе) делает этот полуостров таким притягательным для туристов. Неглубокое побережье Лагонисси отлично подойдет тем, кто отдыхает с детьми, поэтому для семейного отдыха этот курорт идеален. Отдыхая в Лагонисси, Вы легко можете ознакомиться с достопримечательностями Афин.
Курорт Анависсос - живописный зеленый поселок на южном побережье Аттики, лежащий в 49 км от мыса Сунион. Это прекрасное место для отпуска. Он привлекает туристов природой изумительной красоты, чистым морем и песчаными пляжами.
Этот уголок очень любят сами греки. Свидетельство тому - множество дач, в том числе и правительственных. Удобное расположение позволяет не только отдохнуть, но и ознакомиться с достопримечательностями Греции. А мелкое море и удобный берег создали хорошую атмосферу для семейного отдыха с маленькими детьми.
Сунион - курорт на одноименном мысе. Мыс Сунион, или мыс Колонес, является одним из самых восточных мысов Аттики, вытянутых в сторону Эгейского моря. В древние времена здесь был построен храм, посвященный богу моря Посейдона. Мыс Сунион (Sounio) - это достопримечательность афинской Аттики, красивейшая и плодородная земля. Здесь мягкий климат, щедрые почвы с оливковыми рощами, чистое побережье и прекрасный вид на окружающие острова.
Курорт Сунион расположен недалеко от столицы Греции, благодаря чему здесь большое историческое наследие и бурное развитие отельной инфраструктуры. Сунион - дорогой и ухоженный курорт, песчаные пляжи которого подарят незабываемые впечатления от моря, солнца и Греции.
Курорты Мати - Неа Макри - пожалуй, самые популярные курорты в восточной части Аттики. Эти курорты разместились в районе Марафонской долины, где в 490 году до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва. Великолепные условия для отдыха обеспечивает здесь сама природа: прекрасные пляжи, чистое море, целебный аромат соснового бора.
Неа-Макри - один из самых первых курортов в Аттике, находится в 33 км от Афин. История Неа Макри начиналась в древние века, во времена каменного века. Сейчас этот курортный район, расположенный рядом со столицей морем, переживает экономический и туристический подъём. В Неа Макри Вы найдете много развлечений: дискотеки, ночные клубы, многочисленные бары и рестораны.
Мати - район, который расположен в 5 км от Неа Макри, в 27 км от Афин. Это тихое курортное место, подходящее для полноценного отдыха. На скалистом сосновом побережье вы найдете маленькие, скрытые от глаз ущелья с песочными пляжами.
Непосредственная близость курортов к Афинам позволит без труда выполнить "обязательную" для каждого туриста программу знакомства с достопримечательностями этого замечательного города.
Отпуск в Аттике - прекрасная возможность совместить знакомство с афинскими древностями и отдых на море.
Вконтакте
Аттика в переводе с древнегреческого «прибрежная страна» - юго-восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, площадью приблизительно в 3808 км², граничит на севере с Беотией, на западе через Коринфский перешеек - с Мегарой и всем Пелопоннесом. С юга омывается Сароническим, с востока - Петалийским и северо-востока - Эвбейским заливами Эгейского моря.
TUBS , GNU 1.2География
Большая часть Аттики покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора, и представляет в настоящее время одни обнажённые, лишённые растительности пространства.
CrniBombarder!!! , Public DomainТолько более высокие части Киферона и Парнаса, а также северо-западные склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над уровнем моря).
Киферон главным своим кряжем отделяет Аттику от Беотии; от Мегары Аттика отделяется его ветвью, идущей к югу и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточного края области, образуют в этой части Аттики настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних).
Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южной части, там, где он вдаётся в море против острова Саламина, носит название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион.
BishkekRocks , Public DomainНа северо-востоке афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне ещё Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, ещё теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зёрна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириной отделяет на юге подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишён лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населён дикими пчёлами, дающими превосходный мёд.
H. Grobe , GNU 1.2Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к югу от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором ещё теперь высятся развалины храма Афины, по колоннам которого ещё теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес.
Apanag , CC BY-SA 3.0Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для Аттики высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после начала н. э. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.
Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности.
Rabe! , GNU 1.2Замечательнейшая из них Марафонская равнина на северном берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиной и от 2-4 км шир., с обширным болотом к северо-востоку. Здесь в 490 до н. э. персидское войско потерпело поражение от афинского войска.
Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто «равнина» (педион); 2) меньшая, отделённая от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афинской равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета.
Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афинской равнине, а именно: Кефисс, начинающийся у юго-западного подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западном направлении и к западу от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; Илиссус начинается у северного подножья Гимета, протекает у восточной и южной стороны города и к юго-западу от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к северу от Марафона древней местности) и о Эрасиносе, протекающем дальше к югу от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).
Grzegorz Wysocki , GNU 1.2История
Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени. Жители называли себя автохтонами, то есть коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времён земля состояла в их непрерывном владении.
Как все ионические народы, жители Аттики распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времён существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, ещё позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевсин, Декелея и Афидна (последние два на севере страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырёх городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырёх деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины.
Hansueli Krapf , CC BY-SA 3.0Административное деление
На карте префектур (номов) децентрализованная администрация Аттика разделена на 4 нома (номархии), показанные на карте ниже:
- Афины
- Восточная Аттика
- Пирей
- Западная Аттика
После административной реформы 2011 года децентрализованная администрация Аттика состоит из 65 муниципалитетов.
Сельское хозяйство и ископаемые
Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза. Скотоводство значительно и сегодня, а в древности аттическая шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебряных рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полосе, идущей к юго-западу от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), даёт отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространённый сбыт.
Фотогалерея
Полезная информация
греч. Αττική
англ. Attica
Политическое устройство в древности
В политическом отношении Аттика была в древности наиболее централизованной областью Греции.
Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и законченных Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел.
Значение, которое Аттика благодаря своему главному городу Афинам имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции.
Административное деление в древности
Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах. Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу.
Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеаттического героя (эпонима).
Каждая из этих фил обнимала собой определённое число общин (демы), лежавших в разных частях страны.
Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую «дему», большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371.
Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне, в пределах 80-100 тысяч. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40 000, число рабов доходило до 400 000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500 000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 до н. э.
Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидой и Деметриадой. Но первая была переименована в 265 до н. э. в честь египетского царя Птолемея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в 200 г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду.
Наконец, при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидой по имени этого благодетеля города Афин.
Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины-главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.
Аттика-область Средней Греции-представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.
Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.
В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.
Социально-экономический строй Аттики XII-VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.
Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии-на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации- соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.
Афинский ландшафт.
Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой » на Элевсин. Направо Эрехтейон.
Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы- геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.
Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.
Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис-город в собственном смысле.
Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители-архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов-хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.
По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг , высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.
Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.
Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII-VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.
Влияние совершавшихся экономических перемен-рост денежного хозяйства и рост рабовладения-болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.
«...Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» .
Положение сельской массы-геоморов и фетов-в VII-VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.
Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.
«Дело в том,-говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),-что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».
Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо.причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII-VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.
«Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .
«Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство...»
Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.
Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.
Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.
Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов-законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».
Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,-так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.
И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.
- Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938 г., стр. 106.
- Там же.
- Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938, стр. 4.
- Там же, стр. 109.
- 8 Фукидид, 1, 126.
Аттика
Аттика Αττική |
|
Столица | Афины |
Номы | Афины , Восточная Аттика , Западная Аттика , Пирей |
Население | 3 841 408 чел. (2005 год) |
Площадь | 3808 км² |
Плотность населения | 1009 чел./км² |
Административные области Греции | |
|
География
Большая часть Аттики покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора , и представляет в настоящее время одни обнажённые, лишённые растительности пространства. Только более высокие части Киферона и Парнаса , а также северо-западные склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над уровнем моря). Киферон главным своим кряжем отделяет Аттику от Виотии; от Мегары Аттика отделяется его ветвью, идущей к югу и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточного края области, образуют в этой части Аттики настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних). Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южной части, там, где он вдаётся в море против острова Саламина , носит название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион. На северо-востоке афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне ещё Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, ещё теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зёрна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириной отделяет на юге подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишён лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населён дикими пчёлами, дающими превосходный мёд. Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к югу от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором ещё теперь высятся развалины храма Афины , по колоннам которого ещё теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес. Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для Аттики высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после начала н. э. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.
Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности. Замечательнейшая из них Марафонская равнина (белор.) русск. на северном берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиной и от 2-4 км шир., с обширным болотом к северо-востоку. Здесь в 490 до н. э. персидское войско потерпело поражение от афинского войска. Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто «равнина» (педион); 2) меньшая, отделённая от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афинской равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета.
Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афинской равнине, а именно: Кефис , начинающийся у юго-западного подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западном направлении и к западу от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; Илиссус начинается у северного подножья Гимета, протекает у восточной и южной стороны города и к юго-западу от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к северу от Марафона древней местности) и о Эрасиносе, протекающем дальше к югу от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).
Сельское хозяйство и ископаемые
Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы , более - для ячменя и винограда , но особенно для оливы и фиги , и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза. Скотоводство значительно и сегодня, а в древности аттическая шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебряных рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полосе, идущей к юго-западу от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), даёт отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространённый сбыт.
История
Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени . Жители называли себя автохтонами, то есть коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времён земля состояла в их непрерывном владении. Как все ионические народы, жители Аттики распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времён существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, ещё позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевзис, Декелея и Афидна (последние два на севере страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырёх городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырёх деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины.
Административное деление в древности == виталик серёжкин
Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах . Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу. Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеаттического героя (Эпонима). Каждая из этих фил обнимала собой определённое число общин (демы), лежавших в разных частях страны. Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую «дему», большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371. Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне , в пределах 80-100 тысяч. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40000, число рабов доходило до 400000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 до н. э. Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидой и Деметриадой. Но первая была переименована в 265 до н. э. в честь египетского царя Птолемея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду. Наконец при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидой по имени этого благодетеля города Афин.
Политическое устройство в древности
В политическом отношении Аттика была в древности наиболее централизованной областью Греции. Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и заключённых Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел. Значение, которое Аттика благодаря своему главному городу Афин имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции.