Африканское племя тубу. Тубу – загадочный народ Африки
Племена тубу и зувайя между Чадом и Ливией
Пустыня Сахара - это не только туареги. Это еще и юго-восточная окраина Ливии. Когда-то, во второй половине XX века, М. Каддафи, увлеченный борьбой с Западом, открыл свой «африканский фронт борьбы против империализма», бросив часть войск на юг и юго-восток страны, чтобы вытеснить оттуда «западных колонизаторов», в основном французских и американских.
С точки зрения Триполи, наибольшую опасность для Африки представляло то обстоятельство, что южносахарские страны были объявлены сферой «жизненных интересов» США, где сооружались военные базы и наблюдалось вмешательство США и Франции во внутренние дела «приливийской» Африки. М. Каддафи уповал при этом не столько на политические меры, сколько на военную силу, что не находило понимания африканцев. Ливия, например, начала претендовать на часть территории Чада, объявив «своей» 114 тыс. кв. км района Аозу, который был захвачен ливийской армией в 1973 г. На территории Ливии вплоть до 1987 г. находились базы тех чадских боевиков, которым ливийцы оказывали военную и политическую поддержку. В 1979 г., когда в Нджамене к власти пришло правительство национального единства во главе с Гукуни Уэддеем, вождем племени тубу, принявшим ислам. Ливия согласилась с его предложением о демаркации границы. Но внутри Чада не все были согласны с этим решением.
В течение 80–90-х гг. внутри Чада началась борьба между ведущими лидерами Г. Уэддеем и Х. Хабре, на интересах которых играли Франция и США, что привело к их вмешательству в конфликт, на что негативно среагировал М. Каддафи, так как тубу-ливийца невозможно отличить от тубу-чадца, тем более что племя тубу, насчитывающее около 400 тыс. чел, контролировало часть территории Ливии, Чада, Нигера и даже Судана, что давало повод и Ливии претендовать на соседние земли. Но по вопросу о границе между Ливией и Чадом за период с конца еще XIX века было заключено несколько соглашений бывших колонизаторов, до сих пор вызывавшие споры.
С тех пор ливийские и чадские племена не раз воевали между собой. Племя тубу и племя зувайя враждовали давно. Тубу особенно жестоко подвергалось притеснениям, пока в конце мая 1994 г. Ливия и Чад не подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и постепенно восстановили добрососедские отношения.
И вот после смерти М. Каддафи вся сложная проблема ливийско-африканских отношений вдруг снова возникла. Опасность войны тоже. И не только с туарегами. В конце февраля 2012 г. старейшины племен из разных концов Ливии начали переговоры о прекращении вооруженных столкновений на этнической почве на юго-востоке страны, собравшись в городе Куфра. С 12 февраля 2012 г., когда начались вооруженные стычки в районе 40-тысячного города Куфра, где живут две самые крупные колонии племен тубу (афро-черные) и зувайя (арабы), с обеих сторон погибли свыше 100 человек, сотни получили ранения. Кровопролитие не удалось остановить даже армейским подразделениям, направленным туда Переходным Национальным советом, т. е. новой властью Ливии, для урегулирования ситуации.
В марте 2012 г. туда прибыли и эксперты ООН и вроде бы было достигнуто соглашение о прекращении огня. Представитель племени тубу Абу Бакр Садык заявил представителям СМИ, среди которых был и корр. ИТАР-ТАСС П. Мыльцев, что в течение марта будет подписано новое соглашение, которое «решит проблему раз и навсегда». Однако ситуация в Куфре, даже на время, когда писались эти строки, так и оставалась напряженной, как констатировали эксперты ООН, с которыми поддерживалась связь.
Западные наблюдатели единодушны в выводах, что боестолкновения на этнической почве на юго-востоке Ливии, где число племен превышает полсотни, представляют собой серьезный вызов для переходного правительства страны. Оно на протяжении всего времени посткаддафиевского пребывания у власти сталкивается с проблемой отсутствия безопасности из-за большой численности вооруженных группировок, действующих на бесконечных просторах пустыни Сахара и враждующих между собой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.На стыке трех государств – Ливии, Нигера и Чада, в самом сердце пустыни Сахара обитает тубу (тиббу) – загадочное племя, одно из древнейших в Африке. Больше всего удивляет то, что эти люди, живущие в суровых климатических условиях и питающиеся весьма и весьма скудно, умудряются быть настоящими долгожителями и чемпионами по выносливости.
О племени тубу всегда ходили легенды. Народ живет на практически безводных плато Тибести и Тенере, где нет даже песка — его сдувают обжигающие ветры. Окрестные пейзажи напоминают кадры фантастического фильма: потухшие вулканы, камни, голая земля, а кое-где – высокие песчаные дюны. Оазисы – большая редкость в этом царстве песка и камней.
Жизнь в таком месте сложная, но люди племени тубу давно приспособились к экстремальным условиям и даже совершают гигантские — до 90 километров в день пешие переходы. Как им это удается? Объяснить этот феномен решили европейские исследователи.
Больше десятка ученых разных специальностей отправились в Сахару, оснащенные по последнему слову техники: джипы с кондиционерами, переносные холодильники с автономным питанием, специально оборудованные палатки.
У многих врачей, этнографов и экологов имелся немалый опыт работы в подобных экспедициях в самых отдаленных уголках мира, к примеру, в Амазонии и Новой Гвинее. Но то, что они увидели в Сахаре, превзошло их ожидания.
Утром ученые плотно позавтракали, расселись по джипам, включили кондиционеры, так как за бортом машин было 45 градусов в тени со знаком плюс, и отправились вслед за тубу. Кочевники на завтрак выпили только травяной отвар, сложили мешки с солью на верблюдов и тронулись в путь.
Соль самый ходовой товар, ее охотно покупают в странах, лежащих южней Сахары, и тубу издревле продают соседям соль, а на вырученные деньги покупают все необходимое. Солнце палило немилосердно, а тубу все шли и шли по пустыне без остановки.
К полудню они преодолели больше 40 километров. В обед устроили привал прямо под открытым небом. Тень отбрасывали только джипы и верблюды. Ученые подкрепились консервами и чаем. Кочевники съели по несколько фиников, выпили воды и были готовы к новому переходу.
К вечеру европейцы валились с ног от жары и усталости, тубу же держались как стойкие оловянные солдатики. А ведь они отмахали по пустыне около 90 километров. Но сердечный ритм и давление были в норме. На ужин аборигены сварили на огне просо, сдобрили его пальмовым маслом и подливкой из тертых кореньев. Этим и довольствовались.
Как же им удается доживать до глубокой старости? За счет чего организм сопротивляется обезвоживанию? Наконец, что позволяет им преодолевать пешком такие огромные расстояния — многолетняя тренировка, доставшийся от предков ген выносливости или, может, особый жизненный уклад?
Кочевники – привилегированная часть племени тубу. Когда они отправляются с караванами торговать солью, их, эту «высшую касту», снабжают всем необходимым – финиками, просом, целебными травами, чтобы в пути они ни в чем не нуждались. Остальные члены племени не каждый день видят такое разнообразие.
Поэтому поговорка: «Тубу довольствуется одним фиником в день. На завтрак он съедает кожуру, на обед – мякоть, а на ужин – косточку», — недалека от истины. Сказать, что ежедневный рацион тубу очень скромный, это значит ничего не сказать.
По меркам европейских стандартов, он не выдерживает никакой критики — сплошные финики изо дня в день. И только по большим праздникам – вареный ячмень, просо, пшеница, молочные продукты (тубу доят коз и верблюдов). При этом никто не валится с ног от недостатка сил, напротив, все чувствуют себя бодро.
Младенческая смертность среди тубу одна из самых низких в Африке. Зубы у всех представителей племени – просто загляденье. Даже у стариков почти все на месте, крепкие и здоровые. У тубу не бывает сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
А ведь племя круглый год находится на солнцепеке. В чем же секрет такого богатырского здоровья? Может, все дело в особом укладе жизни? Но он не сильно отличается от того образа жизни, который ведут другие африканские племена. Хотя кое-какие различия все же есть.
Нравы в племени довольно суровые. Женщины тубу – настоящие амазонки. Все незамужние красотки носят при себе похожий на меч специальный нож — заточенный рог антилопы или палку. Любая девушка тубу мастерски орудует холодным оружием, потому что в любой момент ее могут похитить мужчины из соседнего племени.
Молодая женщина считается ценной добычей, что придает мужчине в глазах соплеменников вес. Правда, есть одно «но» — женщину можно похищать в том случае, если его семья не знакома с ее семьей. Каждый уважающий себя мужчина должен жениться на похищенной прелестнице.
Однако прежде чем они сочетаются узами брака, он обязан задобрить ее родственников немалыми подарками, а иногда и погнуть спину на будущую родню. Порой процесс «выкупа» жены длится пару лет. Если учесть, что в 15 лет девушка уже на выданье, то годам к 17-18 лет как раз замуж и выходит.
Если украсть девушку не удается, то достаточно выкрасть одно из ее украшений. Тем самым парень дает понять, что она ему нравится. Свадьба длится неделю, и затраты на нее велики. Так что парню и девушке, а заодно их родителям надо десять раз подумать, прежде чем устраивать сватовство.
После свадьбы молодые примерно год живут под крышей у родителей невесты, и родственники присматривают за тем, чтобы зять не обижал их кровиночку и молодые справлялись с семейными обязанностями. После испытательного срока пара отправляется в «свободное плавание».
Семейная жизнь предполагает равноправие. Решение принимает мужчина, но женщина имеет право голоса. Поднимать на нее руку супругу нет смысла. Молодая жена может убежать к родственникам, и выманить ее обратно удается только ценой серьезных примирительных подарков.
Любопытна манера общения в семьях – муж и жена разговаривают, стоя спиной друг к другу, а закончив беседу, расходятся в разные стороны, так и не взглянув один на другого. Мужчины по мусульманскому обычаю могут иметь несколько жен, но это весьма накладно, поэтому обходятся, как правило, одной.
Мужчины племени занимаются выпасом скота на высокогорных пастбищах, а женщины — домашним хозяйством. В их обязанности входит поставить хижину или палатку, присматривать за детьми, собирать урожай. Основная еда тубу – финики. Они едят эти плоды, как минимум, трижды в день, даже не догадываясь о том, что этот фрукт – настоящий кладезь витаминов и микроэлементов.
Ученые установили, что человек может полноценно жить в течение нескольких лет, питаясь только финиками и водой. В этих плодах содержится значительное количество белка, они легко усваиваются, укрепляют иммунитет, повышают устойчивость к различным заболеваниям и повышают общую выносливость организма. Неспроста этот плод еще в древности называли хлебом пустыни.
Вот и выходит, что, питаясь этим универсальным плодом три раза в день, тубу, сами того не ведая, превращаются в суперменов пустыни. На сегодняшний день в Центральной Сахаре насчитывается более 350 тысяч тубу. Большая часть их проживает в Чаде, меньшая – в Ливии и Нигере.
Использованы материалы статьи Любови Дьяковой, журнал «Ступени», №22, 2013
Они живут в самом сердце Сахары, на безводных плато Тибести и Тенере, где нет даже песка, потому что обжигающий ветер сгоняет его прочь. Окрестный пейзаж напоминает снимки лунной поверхности — безжизненные кратеры, камни, небытие. Ближайший оазис с тремя десятками финиковых пальм - в трехстах километрах.
И все же люди племени тубу кочуют именно здесь, на стыке Чада, Нигера и Ливии. Часть этнографов полагает, что тубу являются древнейшими обитателями Африки. Осенью прошлого года к ним отправилась международная экспедиция. Цель: попытаться выявить загадку тубу.
Эта поездка, организованная тремя бельгийскими университетами, никак не походила на прогулку. Две с половиной тысячи километров по пустыне позволили ученым убедиться на собственном опыте в том, что тубу действительно обитают в экстремальных условиях - этим термином обозначают предел, за которым человеческая жизнь невозможна. Никто из группы не смог бы провести здесь и нескольких дней, если бы в снаряжение экспедиции не входили специально оборудованные палатки, переносные холодильники с автономным питанием и вездеходы с кондиционерами. А ведь за плечами большинства медиков, экологов и этнографов был опыт нескольких предыдущих поездок в удаленные уголки мира - в частности, на Новую Гвинею и в Амазонию.
Основные вопросы были следующие: каким образом тубу сопротивляются обезвоживанию организма? Чем они питаются? Что обеспечивает их фантастическую выносливость - кочевники совершают переходы в 80-90 километров по каменистой пустыне, где температура редко опускается ниже 45 градусов в тени? Если бы тень сыскалась...
Это далеко не полный перечень загадок, хранителями которых являются люди тубу. Они отличаются отменным долголетием. До преклонного возраста сохраняют зубы. У них необычайно низкая для Африки детская смертность.
Тубу прекрасно сложены. У них тонкие черты лица - прямой нос, ровные губы, живые глаза. Правда, от постоянных укусов мошкары, не дающей покоя ни днем ни ночью, белки глаз, особенно у детей, постоянно красные.
Базовый лагерь экспедиция разбила в местечке Бильма; тубу приходят туда за солью, чтобы потом на верблюдах перевозить ее в страны, лежащие южней Сахары.
Контакты с тубу установились быстро. А когда летчик небольшого самолета, приданного экспедиции, предложил четырем старейшинам прокатиться в крылатой машине, отношения сделались совсем дружескими.
Медики брали на анализ кровь - около четырехсот проб, помещенных сразу же в холодильник. Диетологи внимательно изучали пищу тубу. Уже здесь исследователей ожидали первые сюрпризы. Местная пословица гласит: «Тубу довольствуется фиником в день - утром он съедает кожуру, днем - мякоть, а вечером - косточку». Пословица оказалась недалекой от истины. Меню тубу, не меняющееся в течение года, состоит из густого травяного отвара наподобие чая, который они пьют на завтрак, нескольких фиников на обед и горсти вареного проса, к которому добавляется иногда пальмовое масло или соус из тертых кореньев, - на ужин. Всё.
Во время пути каравана рядом на «джипе» ехали несколько врачей. «От усталости мы не могли высидеть за рулем, - вспоминает один из них. - А тубу размеренным шагом двигались вперед. К концу 40-километрового перехода сердечный ритм и давление были такими же, как вначале».
На остановке семейству тубу предложили отведать приготовленного по-европейски мясного бульона. Попробовав его, кочевники с отвращением стали плеваться. Вкус мяса им незнаком. Как могут они обходиться без животного белка? Загадка.
Все данные, полученные в результате поездки в Сахару, будут тщательно изучены. Но помогут ли микроскоп и химические анализы выявить тайну поразительной выносливости обитателей пустыни?
Женщина народности тубу
💥 Долгожители пустыни Сахара: люди этого народа озадачили европейских исследователей. 💥
О выносливости народа тубу ходят легенды.
Тубу живут в самом сердце Сахары, на стыке Чада, Нигера и Ливии, на безводном высокогорном плато Тибести.
Они прекрасно переносят 50-градусную жару,
могут подолгу обходиться без пищи, совершая при этом длительные переходы по пустыне.
У этого народа достаточно большая продолжительность жизни и низкий показатель детской смертности.
Осенью прошлого года изучать загадочный народ отправилась международная экспедиция.
Эта поездка, организованная тремя бельгийскими университетами, никак не походила на прогулку.
Окрестный пейзаж напоминал снимки лунной поверхности — безжизненные кратеры, камни, небытие.
Ближайший оазис с тремя десятками финиковых пальм — в трехстах километрах.
Ученые проделали вместе с кочевым народом путь длиной в 2,5 км и убедились, что условия жизни тубу действительно экстремальные.
Никто из группы не смог бы провести там и нескольких дней,
если бы в снаряжение экспедиции не входили специально оборудованные палатки, переносные холодильники с автономным питанием и вездеходы с кондиционерами.
Ученых интересовало, каким образом тубу сопротивляются обезвоживанию организма? Чем они питаются?
Что обеспечивает их фантастическую выносливость — кочевники совершают переходы в 80-90 километров по каменистой пустыне, где температура редко опускается ниже 45 градусов в тени, если эту тень можно найти.
При этом тубу отличаются завидным для Африки долголетием, до преклонного возраста сохраняют зубы.
Тубу прекрасно сложены.
У них тонкие черты лица — прямой нос, ровные губы, живые глаза. Правда, из-за назойливой мошкары, не дающей покоя ни днем, ни ночью, белки глаз, особенно у детей, постоянно красные.
Базовый лагерь экспедиция разбила в местечке Бильма;
тубу приходят туда за солью, чтобы потом на верблюдах перевозить ее в страны, лежащие южней Сахары.
Контакты с тубу установились быстро.
А когда летчик экспедиции предложил четырем старейшинам прокатиться в крылатой машине, отношения сделались совсем дружескими.
Медики брали на анализ кровь — около четырехсот проб, помещенных сразу же в холодильник.
Диетологи пытались изучить рацион питания. Уже здесь их ожидали первые сюрпризы.
Местная поговорка гласит: «Тубу довольствуется фиником в день — утром он съедает кожуру, днем — мякоть, а вечером — косточку». Поговорка оказалась недалекой от истины.
Меню тубу, не меняющееся в течение года, состоит из густого травяного отвара, который они пьют на завтрак,
нескольких фиников на обед и горсти вареного проса,
к которому добавляется иногда пальмовое масло или соус из тертых кореньев, — на ужин. Всё.
Экспедиция передвигалась по пустыне на «джипах».
«От усталости мы не могли высидеть за рулем, — вспоминает один из врачей, — а тубу размеренным шагом двигались вперед.
К концу 40-километрового перехода сердечный ритм и давление у них были такими же, как вначале. Мы были в шоке».
На остановке семейству тубу предложили отведать приготовленного по-европейски мясного бульона.
Попробовав его, кочевники с отвращением стали плеваться.
Вкус мяса им незнаком.
Как могут они обходиться без животного белка? Ученые надолго задумались.
Все данные, полученные в результате поездки в Сахару, будут тщательно изучены.
Но помогут ли микроскоп и химические анализы выявить тайну поразительной выносливости обитателей пустыни?
________________________________________
О НАРОДЕ ТУБУ
Мужчина народности тубу
ТУБУ («житель Тибести» на языке канури), тебу, тиббу, теда, горан, народ в Чаде , Нигере и Ливии . Живут в Центральной Сахаре, на нагорье Тибести и соседних территориях (от оазиса Мурзук на севере до района Бахр-эль-Газаль на юге и от плато Аир на западе до оазиса Куфра на востоке). Численность в Чаде 430 тыс. человек, в Нигере 20 тыс. человек, в Ливии 5 тыс. человек. Родственны загава и канури. Говорят на языке тубу (тебу, горан или даза) сахарской группы нило-сахарской семьи. Диалекты: дазага, тедага. Тубу — мусульмане-сунниты. Сохраняется деление на субэтнические группы: теда (тубу-ту) в нагорье Тибести и даза (аннаказа) к югу от теда.
Теда разводят верблюдов и коз, на небольших орошаемых участках занимаются ручным земледелием (пшеница, ячмень, просо), также охотой и собирательством плодов дикорастущих финиковых пальм. Даза, живущие на границе с земледельческой зоной саванн, сочетают скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот) с орошаемым земледелием (финиковая пальма, зерновые, овощи). Из ремёсел у тубу развиты ткачество, обработка кожи (сёдла, сумки, обувь, сосуды) и металла. Образ жизни полуоседлый или полукочевой.
Скотоводы-кочевники живут в переносных жилищах из лёгкого деревянного каркаса, покрытого циновками. Постоянные поселения земледельцев состоят из круглых глинобитных жилищ с конической соломенной крышей.
Основу традиционной социальной организации составляют большесемейные общины и патронимии. Счёт родства патрилинейный. Брачное поселение вирилокальное. Практикуются полигиния и кросскузенные браки; кросскузенные браки запрещены. Общество стратифицировано на знатных (м"банг), свободных (н"гар) и зависимых (бере). Большую роль играют советы при вождях (нгарта).
Из основных жанров фольклора наиболее распространены сказки, пословицы и песни.
Мужская одежда — очень широкая и длинная белая или жёлтая рубаха (арраги) с квадратным вырезом и узкие штаны (суруал), сандалии и небольшая шапочка или тюрбан, женская — длинное цветное платье или юбка, платок.
Тубу (тиббу, теда; в переводе с араб. - "скальный человек") - народ, живущий в Центральной Сахаре (главным образом в Республике Чад, небольшие группы - в Нигере и Ливии). Численность - более 350 тысяч человек. Делятся на две основные группы: теда (на севере) и даза (на юге), говорящих соответственно на языках теда и даза, относящихся к сахарской семье (нило-сахарская макросемья). Исповедуют ислам.
Тубу - полукочевники, сочетающие скотоводство (у теда - верблюды, у даза - крупный рогатый скот) с земледелием (в руслах вади сеют пшеницу, ячмень, просо, табак, хлопок, смоква, используя для полива воды временных потоков). Распространены сбор дикорастущих плодов и охота. Живут в деревянных хижинах (ферринг), крытых листьями пальмы.
Для этнографов и медиков по настоящее время остаются загадкой некоторые особенности организма представителей этого малоизученного африканского племени. Так, они реже всех в мире болеют онкологическими заболеваниями, а также обладают невероятной выносливостью. О них говорят: "Тубу хватает одного финика в день. На завтрак он съедает кожуру, на обед - мякоть, а на ужин - косточку". И в этом утверждении есть немалая доля правды.
Действительно, рацион тубу более чем скромен. По утрам они пьют отвары из трав и кореньев. В обед довольствуются небольшим количеством проса с маисовым маслом или с кокосовым соусом. Ужин у них тоже не отличается особым изобилием: чтобы утолить голод, тубу хватает всего несколько фиников. И так каждый день. Тем не менее их выносливость поражает воображение.
Для людей племени тубу характерен еще один феномен: оказывается, у них самая высокая продолжительность жизни в мире, а смертность среди младенцев - самая низкая в Африке. Кроме того, практически у всех членов племени до самой старости зубы сохраняются целыми и здоровыми. Объяснить эти особенности организма тубу довольно сложно. Возможно, связано это с тем, что они почти совсем не едят мяса...
Британский генетик Марк Хейбер (Marc Haber) обнаружил, что тубу имеют неандертальские гены. В то время как евразийцы имеют ~ 2% неандертальских генов, центральноафриканцы имеют ~ 0,5% неандертальских генов. Хейбер утверждает, что африканцы, которые несут неандертальскую ДНК, показывают на генный поток от евразийцев, так как найденная у африканцев неандертальская ДНК встречается среди тех африканцев, которые имеют Y-хромосомную гаплогруппу R1b.
Определенные особенности имеет и социальное устройство племени тубу. Например, несмотря на то, что при решении тех или иных вопросов решающий голос остается за мужчинами, женщины тоже принимают активное участие в общественной жизни племени. Они также отличаются агрессивностью. Более того, многие из них носят при себе "холодное" оружие. Это может быть или обычная палка, или заточенный рог антилопы, а иногда и специальный женский нож, похожий на меч. И для этого у женщин имеются все основания. Дело в том, что у мужчин тубу считается чуть ли не за честь украсть беззащитную женщину. Правда, сделать он это может лишь в том случае, если не знаком с семьей этой женщины.
В семье существует четкое разделение труда. Поскольку женщина в племени тубу считается владелицей и хранительницей дома, то только она имеет право поставить палатку. Более того, без ее разрешения никто не имеет права войти в жилище, В ее обязанности входит также сбор зерновых и фиников, стряпня и дойка коз.
А вот дойкой верблюдов занимаются обычно мужчины. В обязанности мужчин входят уход за скотом, его перегоны с одного пастбища на другое, а также торговля. И еще мужчины племени обязаны шить одежду себе, жене и детям.
Как и все мусульмане, тубу могут иметь несколько жен. И тем не менее обычно мужчина ограничивается одной супругой, И прежде всего, по чисто материальным причинам, которых несколько. Во-первых, очень велики расходы на брак. Во-вторых, из-за своей воинственности разные жены не смогут жить под одной крышей, а значит, для них необходимо предоставить отдельные жилища. И, в-третьих, мало какой мужчина тубу сможет содержать несколько семей и несколько домов.
Источники: Бернацкий А.С. Загадочные племена и народы мира. - М.: Вече, 2017. 272 с.
Материалы Википедии.